Профориентация

 

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

 

 

развернуть

ПРИНЦИПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы  в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.

Естественно, важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу тогда, когда привлечен весь педагогический коллектив. В нашей школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, учителями – предметниками.

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

- профессиональная информация;

- профессиональное воспитание;

- профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений. В нашей школе накоплен огромный опыт проведения классных часов, мероприятий на тему  «Мир профессий», к ученикам регулярно приезжают сотрудники ВУЗ и СУЗ, рассказывающих о той или иной специальности.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность нашей педагогической работы  по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной  и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник попробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Один из важнейших составных компонентов профориентации школьников – предварительная профдиагностика. На этом этапе мы изучаем характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья.

Что конкретно делается в школе по профориентации учащихся?

  • Формирование положительного отношения к труду;
  • Проведение факультатива «Моё профессиональное будущее»;
  • Осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность, экскурсии в ВУЗ, СУЗы);
  • Изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
  • Выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
  • Проведение профконсультаций школьников;
  • Осуществление психофизиологических диагностик способностей;
  • Проведение работы с родителями о выборе профессий их детьми;
  • Проведение экскурсий на предприятия, в организации;
  • Профильное и углубленное изучение предметов.

Сейчас мы успешно решаем задачу совмещения профориентационной работы с предметным профильным обучением.

Предпрофильное и профильное обучение представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающую профессиональную индивидуализацию их образования.

План мероприятий на 2018-2019 учебный год по профессиональной ориентации учащихся (смотреть)


 ВАЖНО!!!

   Средняя школа №10 им. С.Ф. Рубанова г. Слуцка информирует выпускников 9-х и 11-х классов, их законных представителей о целевой подготовке на педагогические специальности.

   Срок обязательной отработки  для выпускников, получивших высшее образование на условиях целевой подготовки, составляет 5 лет, получивших среднее специальное образование – 3 года.

   По окончании обучения молодой специалист имеет право трудоустроиться в учреждение общего среднего образования, направившее его на обучение.

         Телефоны для справки:

-  8-(01795)-5-52-18 – заместитель директора Карпович Ольга Владимировна;

-  8-(01795)-2-53-77 – директор школы Шилович Александр Николаевич.

свернуть

Профориентация – семь шагов к взвешенному решению

развернуть

Профориентация – семь шагов к взвешенному решению

  1. Составить список подходящих профессий Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
  2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

  •  выбираемая профессия и будущий род занятий;
  •  выбираемая профессия и жизненные ценности;
  •  выбираемая профессия и жизненные цели;
  •  выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  •  выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  •  желательный уровень профессиональной подготовки;
  •  выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  •  желательные содержание, характер и условия работы.
  1. Определить значимость каждого требования Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  2. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
  3. Подсчитать и проанализировать результаты Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
  4. Проверить результаты Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
  5. Определить основные практические шаги к успеху Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

 

 Что нужно знать выбирая будущую профессию

Выбор будущей профессии – дело сложное и ответственное. Правильный выбор влияет на благополучие человека, его жизненный успех. Учебные заведения нашей республики предлагают широкий спектр профессий. Ваша задача – сделать правильный выбор.

Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо определить:

  • Свои склонности (это интересы, желания и т.д.)
  • Свои способности (задатки, тип темперамента)
  • Состояние здоровья
  • Пути и способы получения профессии
  • Знать ситуацию на рынке труда

Основные виды ошибок при выбор профессии:

Ошибка первая. Выбор профессии «за компанию». Помните, что при выборе будущей профессии следует учитывать свои склонности и способности, а не друзей.

  • Ошибка вторая. Неадекватная самооценка и низкий уровень критичности.
  • Ошибка третья. Предубеждение по поводу престижности профессии. Помните, что профессия престижна сегодня, а завтра может быть отодвинута на последний план.
  • Ошибка четвертая. Отсутствие информации о профессии и как следствие неадекватное представление о ней.
  • Ошибка пятая. Отождествление школьного предмета с работой

Уважаемые выпускники!

  • Если Вам нужна помощь в определении склонностей и способностей
  • Вы хотите узнать о возможных путях и способах получения профессии
  • Особенностях вступительной компании 2019 года
  • Если Вам нужно обсудить проблемы и планы выбора профессии

Обращайтесь в ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ СЛУЖБУ школы и Вам помогут

Профориентация для учащихся

 

Профориентация – помощь учащимся в выборе будущей профессиональной деятельности, а также выбор учебного заведения для поступления на базе 9 и 11 классов, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Проводится психологом на основе тестирования и психодиагностики. Профориентация включает в себя плановую и дополнительную. Плановая профориентация проводится в групповой форме, данные хранятся в кабинете психолога № 236, где учащиеся, а также их родители могут получить расширенную профориентационную консультацию по запросу. Дополнительная профориентация проводится в индивидуальной форме, в заранее согласованное время.

Основные тесты и диагностики используемые в практике профориентации: модифицированный опросник Климова (диагностика способностей), ранжирование склонностей по Д. Холланду, диагностика профессиональных мотиваций (по Пряжникову), TSI (по Амтхауэру), другие профориентационные методики. Данное тестирование поможет лучше сориентироваться в огромном разнообразии профессий и сделать правильный выбор, с учетом индивидуальных особенностей по девяти шкалам интеллекта, укажет общий уровень интеллекта (IQ) а, так же покажет:

- ведущий тип мышления (практический/теоретический);

- индивидуальный тип интеллектуального профиля (гуманитарный, математический, конструктивный);

- соотношение ваших потенциальных возможностей и учебных показателей.

            Подробную информацию можно получить в кабинете психолога.

 

свернуть

Полезные ссылки

развернуть

Система профессионального образования Минской области (просмотр)

http://sptk.by/   Учреждение образования «Слуцкий государственный колледж»

http://sgspl.by/  Учреждение образования «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»

http://www.slutskmedkol.by/   Учреждение образования «Слуцкий государственный медицинский колледж»

 

 

свернуть

Репортаж о профессии моей мечты

развернуть

«Мой выбор»

 Меня с самого детства привлекала профессия учителя. Когда все подружки играли с игрушками, лечили их, я  рассаживала кукол, что-то им рассказывала, а потом ставила отметки в журнал. Какой это тяжелый труд я видела всегда, так как моя бабушка проработала в средней школе №10 - 40 лет. Моя мама работает в этой же школе около 30 лет. Моя бабушка, Гунько Людмила Яковлевна, окончила школу с золотой медалью и поступила в БГУ  на биофак. С 1966 года она работала учителем биологии и химии. Бабушка рассказывала, что уже с детства у нее всегда было желание кому – то помогать в учебе. В 10 классе она была «репетитором» по математике у одноклассника. На судьбу бабушки сильно повлияла школа, прекрасные учителя, в первую очередь директор школы, математик Рубанов Сергей Федорович, учитель английского языка Крейнберг Роза Семеновна. Они дали такие знания, которые обеспечили успех и в университете,  и в последующей жизни. Когда бабушка начинала работать в сельских школах, была поражена тем, что там учитель был одним из самых авторитетных людей, самым уважаемым человеком. Моя мама, Гунько Елена Владимировна, также выбрала профессию учителя. Она стала учителем начальных классов. С детства ей тоже нравилось проверять тетради у бабушки, помогать ей во всем.

Я знаю, что работать в школе нелегко, но настоящий учитель - это человек, который имеет не только глубокие знания, но и бесконечно любит детей. Без этого невозможно работать в школе. Идеалом для меня всегда будут мои мама и  бабушка, которые научили меня и читать, и писать, и считать.

Я хочу стать учителем-дефектологом. И хочу, как бабушка и мама, учить детей быть добрыми и трудолюбивыми.

 Гунько Арина, учащаяся 11 «Б» класса

 

 Фотографии членов семьи, отражающие сферу профессиональной деятельности

Гунько Елена Владимировна, учитель начальных классов

 

 

свернуть

ПАМЯТКА  ВЫБИРАЮЩЕМУ  ПРОФЕССИЮ

развернуть

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

Изучи глубже самого себя:

  • разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЛИЧНЫЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ПЛАН  УЧАЩЕГОСЯ

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
  5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

  1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.
  1. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
  1. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
свернуть

Профессия в кадре