Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.
Естественно, важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу тогда, когда привлечен весь педагогический коллектив. В нашей школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, учителями – предметниками.
Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:
- профессиональная информация;
- профессиональное воспитание;
- профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений. В нашей школе накоплен огромный опыт проведения классных часов, мероприятий на тему «Мир профессий», к ученикам регулярно приезжают сотрудники ВУЗ и СУЗ, рассказывающих о той или иной специальности.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность нашей педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник попробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Один из важнейших составных компонентов профориентации школьников – предварительная профдиагностика. На этом этапе мы изучаем характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья.

Что конкретно делается в школе по профориентации учащихся?
- Формирование положительного отношения к труду;
- Проведение факультатива «Моё профессиональное будущее»;
- Осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность, экскурсии в ВУЗ, СУЗы);
- Изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
- Выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
- Проведение профконсультаций школьников;
- Осуществление психофизиологических диагностик способностей;
- Проведение работы с родителями о выборе профессий их детьми;
- Проведение экскурсий на предприятия, в организации;
- Профильное и углубленное изучение предметов.
Сейчас мы успешно решаем задачу совмещения профориентационной работы с предметным профильным обучением.
Предпрофильное и профильное обучение представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающую профессиональную индивидуализацию их образования.
План мероприятий на 2019-2020 учебный год по профессиональной ориентации учащихся (смотреть)
ВАЖНО!!!
Средняя школа №10 им. С.Ф. Рубанова г. Слуцка информирует выпускников 9-х и 11-х классов, их законных представителей о целевой подготовке на педагогические специальности.
Срок обязательной отработки для выпускников, получивших высшее образование на условиях целевой подготовки, составляет 5 лет, получивших среднее специальное образование – 3 года.
По окончании обучения молодой специалист имеет право трудоустроиться в учреждение общего среднего образования, направившее его на обучение.
Телефоны для справки:
- 8-(01795)-5-52-18 – заместитель директора Карпович Ольга Владимировна;
- 8-(01795)-2-53-77 – директор школы Шилович Александр Николаевич.
свернуть