Чем может помочь школьный психолог?

В последнее время зародилось много «мифов» о педагогах-психологах. Хотелось бы их развеять.

Предлагаю Вам взглянуть на работу педагога-психолога по-новому:

Миф 1. «Педагог-психолог – тот, кто работает с психами. Педагог-психолог и психиатр - одно и то же».
Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний (например, шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки).
Педагог-психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое). ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.

Миф 2. «К педагогу-психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему и найти верный путь в жизни. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за вами.

Миф 3. «Если ты обратился к школьному педагогу-психологу - об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога -КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т. д.).

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

1. Трудности в учёбе.

Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2. Взаимоотношения в классе.

 Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе или классе. С помощью педагога-психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями.

Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Педагог - психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути.

 Уже начиная с восьмого класса многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены, каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к педагогу - психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы, склонности и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5. Самоуправление и саморазвитие.

Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Педагог-психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

 

Когда ребенок учится в школе, условия его жизни и развития являются достаточно обширными. Он общается с одноклассниками и педагогами, получает знания и личный опыт, формирует самооценку и развивает уверенность в себе. Кроме того, что ребенок развивается в стенах школы, он также взрослеет в кругу своей семьи — во время общения с родителями и друзьями, поездок, событий и мероприятий, касающихся семейных отношений.

Иногда ребенок имеет проблемы индивидуального или семейного характера. Они могут касаться комплексов его личности — застенчивость, агрессивность, низкая самооценка, неуверенность в своих силах, или семейных кризисов — развод родителей, появление в семье другого ребенка, переезд на новое место жительства и другое.

Проблемы, каким характером бы они не отличались, могут отрицательно сказываться на жизни и развитии детей. Как это проявляется? В низкой успеваемости, отказе учиться и посещать школу, появлении вредных привычек, лени и других изменениях в поведении.

Не всегда взрослые имеют достаточно ресурсов и знаний, которые помогли бы помочь им справиться с проблемами ребенка. Тогда они могут обращаться за помощью к школьному психологу. Как работает этот специалист и в рамках каких нарушений он может помочь ребенку справиться с трудностями?

Как работает школьный психолог?

Школьный психолог работает с психическими процессами детей. Также он, с помощью специальных психологических методов, способен влиять на поведенческие изменения ученика, его характер, привычки и модель поведения. Как работает психолог? Прежде всего, он смотрит на детей объективно, не давая оценок, как, например, родители или педагоги.

Это помогает специалисту видеть в школьнике не хулигана или грубияна, а ребенка, который использует отклоняющееся поведение как способ защиты. Защищаться дети в школьном возрасте могут от травли в классе, предвзятом отношении учителя, собственных страхов, непонимания родителей. Такой подход позволяет психологу быть рядом со школьником, чувствовать его, находиться с ним «на одной волне». Когда ребенок чувствует такую поддержку и что его больше не ругают и не оценивают, он начинает «раскрываться», чем помогает специалисту работать с собой и выходит на новый благополучный уровень развития.

Если родители желают обратиться за помощью к школьному психологу, эта статья расскажет им о том, в чем специалист может помочь ученику.

Психолог поможет ребенку научиться общаться

Общение — важная сфера в жизни каждого школьника. Через него дети познают мир, лучше понимают себя и других. Когда не заложено общение с одноклассниками, ученик является не принятым ими или не умеет дружить, то это плохо сказывается на его настроении и успеваемости.

Часто дети, у которых в классе нет друзей, жалуются родителям, что их обижают. Бывает так, что это приводит к отказу посещать школу.

Первое, что делает психолог — это выясняет, в чем причина того, что ребенка не принимают, и составляет психологическую характеристику ученика. В своей работе он сотрудничает с педагогом класса, чтобы лучше понять характер общения детей между собой. Со школьником он может проводить специальные занятия, развивающие в нем способность общаться или защищать себя. Также психолог работает со всем классом, с целью развития в нем сплоченности.

Поможет избавиться от комплексов и страхов

Если дети имеют комплексы характера или страхи, избавиться от них также поможет школьный психолог. Для этого следует пойти к нему на прием и подробно рассказать о проблеме ребенка. Коррекции поддаются страхи не патологической формы: страх темноты, одиночества, публичного выступления, животных, воды и другие. Специалист работает с комплексами личности: повышенная агрессивность, низкая самооценка, отказ от общения с детьми, застенчивость, замкнутость, стыдливость и другие проблемы. Психолог в своей работе будет использовать индивидуальные занятия, корректирующие детские процессы, убеждения и установки в детской психике.

Поможет ребенку лучше узнать себя

В зону компетентности школьного психолога входит диагностическое исследование детей школы на предмет их индивидуальных природных особенностей, которыми они обладают. Он проводит специальные тесты, которые помогут ученикам лучше узнать свой характер: склонности, таланты, слабые места. Такую информацию от специалиста также могут получить и родители.

Психолог работает с родителями

Мать или отец также могут обратиться за индивидуальной консультацией к психологу. Это можно делать в случае сложностей в воспитании, наличия у детей психологической травмы, ситуации развода в семье и других трудностей, которые есть дома или в школе и которые отрицательно сказываются на развитии и самочувствии ученика. Родители в этом случае получают ряд рекомендаций от специалиста, касающиеся того, как им вести себя, что делать, как изменить свое поведение и отношение к ребенку и так далее.

Психолог корректирует развитие детей

Психические процессы школьников — память, мышление, внимание, восприятие, воображение — играют большую роль в обучении. Если некоторые из них находятся на низком уровне, дети могут плохо учиться, не понимать школьный материал, отставать по предметам. Чтобы подтянуть развитие психических процессов, психолог использует различные методики. Он проводит с детьми индивидуальные занятия, во время которых они тренируют свое интеллектуальное развитие и постепенно оно выходит на хороший уровень.

Родителям на заметку

Что должны знать родители, когда они обращаются к школьному психологу?

  1. Психолог не волшебник — за одно занятие он не в силах сделать так, чтобы ребенок «лучше учился», «лучше себя вел» и вообще «был лучше». Коррекция поведения и развития без установления причин невозможна, а причины часто лежат в дисфункциональных отношениях в семье. Поэтому работать над улучшением поведения ребенка следует всем — психологам, родителям и учителям.
  2. Психолог не может сделать так, чтобы ребенок, обладающий гуманитарным складом ума, стал гением в математических науках. За его индивидуальные проявления отвечает природа и условия развития, которые раньше создали ему родители в семье.
  3. Работа психолога с ребенком может быть не эффективна, если, возвращаясь домой, он страдает от недостатка внимания и любви в семье. За то, каким растет ребенок и что происходит с его психическим состоянием, полностью ответственны родители. Школьный психолог является помощником и тем звеном, который корректирует, но не исправляет в корне поведение. Исключение составляют случаи, когда родители, объединившись со специалистом, прилагают все усилия для помощи ребенку. Как правило, эта помощь заключается в работе над собственными ошибками и поведением.