Помощь психолога

Номера «телефонов доверия»

развернуть

 

Служба экстренной психологической помощи

 «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» г. Минск

8 (029) 899-04-01 (мобильный телефон МТС) с возможностью обращения через мессенджеры Вайбер, Телеграмм, Ватсап;

8 (017) 270-24-01 (городской телефон)

Республиканский центр психологической помощи г. Минск

8 (017) 300-10-06

Службы психологической помощи г. Слуцк 

5-31-10 (Центр «Доверие» УЗ «Слуцкая ЦРБ») (8.00.–15.00);

2-54-96 ГУ «Слуцкий территориальный центр социального обслуживания населения»;

7-53-26 сектор охраны детства Слуцкого райисполкома

3-04-39 ГУО «Слуцкий социально–педагогический центр»

5-89-31 СППС ГУО «Средняя школа № 10 имени С.Ф. Рубанова г. Слуцка»

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

свернуть

Основы профилактики суицидального риска

развернуть

Суицидальное поведение.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К суицидальным покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (например, своевременная реанимация).

Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако вышесказанное не снижает потенциальной опасности подобных действий.

К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

 

Факторы и признаки риска.

Факторы повышенного суицидального риска можно разделить на экстра- и интроперсональные.

К экстраперсональным факторам суицидального риска следует отнести:

  • психозы и пограничные психические расстройства;
  • суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицид;
  • подростковый возраст;
  • экстремальные, особенно так называемые маргинальные условия жизнедеятельности;
  • утрату престижа;
  • конфликтную психотравмирующую ситуацию;
  • пьянство, употребление наркотиков.

Среди интроперсональных факторов суицидального риска можно выделить:

  • особенности характера;
  • сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам;
  • неполноценность коммуникативных систем;
  • неадекватную (завышенная, заниженная или неустойчивая) самооценку;
  • отсутствие или утрату целевых установок или ценностей, лежащих в основе жизни и т.д.

 

Антисуицидальные факторы:

  • выраженная эмоциональная привязанность;
  • родственные обязанности;
  • чувство долга, понятие о чести;
  • зависимость от общественного мнения (в том случае, если общественные нормы не допускают суицида);
  • наличие планов, определяющих цель в жизни;
  • внимание к собственному здоровью;
  • представление о неиспользованных возможностях;
  • наличие эстетических критериев мышления;
  • экзистенциальное осмысление конфликта;
  • утраченная когда-то вера возвращает свое былое влияние, в том числе и на решение потенциального суицидента. Таким образом, это позволяет рассматривать веру как важный антисуицидальный фактор.

 

 

Общие признаки суицидального риска:

 

  1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
  2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
  3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.
  4. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.
  5. Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
  6. Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
  7. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
  8. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
  9. Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.
  10. Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

 

Основные суицидальные мотивы (С.В. Бородин и А.С. Михлин):

Лично-семейные:

  • семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);
  • болезнь, смерть близких;
  • одиночество, неудачная любовь;
  • половая несостоятельность;
  • оскорбление со стороны окружающих и т.д.

Состояние здоровья:

  • психические заболевания;
  • соматические заболевания;
  • уродства.

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

  • опасение уголовной ответственности;
  • боязнь иного наказания или позора.

Конфликты, связанные с работой или учебой.

Материально-бытовые трудности.

Другие мотивы.

 

Как заметить надвигающийся суицид?

Суицидально опасная референтная группа:

  • Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие.
  • Сверхкритичные к себе.
  • Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
  • Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
  • Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

 

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость).
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти.
  • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие.
  • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку.
  • Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.
  • Погруженность в размышления о смерти.
  • Отсутствие планов на будущее.
  • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

 

Внешний вид и поведение подростка, подверженного суицидальному риску:

  • Тоскливое выражение лица
  • Гипомимия
  • Амимия
  • Тихий монотонный голос
  • Замедленная речь
  • Краткость ответов
  • Отсутствие ответов
  • Ускоренная экспрессивная речь
  • Патетические интонации
  • Причитания
  • Склонность к нытью
  • Общая двигательная заторможенность
  • Бездеятельность, адинамия
  • Двигательное возбуждение
  • Эмоциональные нарушения
  • Скука
  • Грусть
  • Уныние
  • Угнетенность
  • Мрачная угрюмость
  • Злобность
  • Раздражительность
  • Ворчливость
  • Брюзжание
  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
  • Чувство ненависти к благополучию окружающих
  • Чувство физического недовольства
  • Безразличное отношение к себе, окружающим
  • Чувство бесчувствия
  • Тревога беспредметная (немотивированная)
  • Тревога предметная (мотивированная)
  • Ожидание непоправимой беды
  • Страх немотивированный
  • Страх мотивированный
  • Тоска как постоянный фон настроения
  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг
  • Психические заболевания
  • Депрессия
  • Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой
  • Оценка собственной жизни
  • Пессимистическая оценка своего прошлого
  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
  • Отсутствие перспектив в будущем
  • Взаимодействие с окружающими
  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к специалисту за помощью
  • Склонность к нытью
  • Капризность
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания
  • Вегетативные нарушения
  • Слезливость
  • Расширение зрачков
  • Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)
  • Тахикардия
  • Повышенное АД
  • Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
  • Ощущение комка в горле
  • Головные боли
  • Бессонница
  • Повышенная сонливость
  • Нарушение ритма сна
  • Отсутствие чувства сна
  • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
  • То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)
  • Запоры
  • Снижение веса тела
  • Повышение веса тела
  • Снижение аппетита
  • Пища ощущается безвкусной
  • Нарушение менструального цикла (задержка)
  • Динамика состояния в течение суток
  • Улучшения состояния к вечеру
  • Ухудшение состояния к вечеру

 

 

Внимание ! Если вы заметили у своего ребенка вышеперечисленные признаки,

то обратитесь к врачу психотерапевту УЗ «Слуцкая ЦРБ».

Телефоны: 8-01795 7-17-80, 7-17-76

свернуть

Детская сексуальность: здоровое сексуальное поведение и поведение, вызывающее обеспокоенность»

развернуть

Детская сексуальность:

здоровое сексуальное поведение и поведение, вызывающее обеспокоенность»

 

Сексуальность – это совокупность внутренних и внешних признаков, проявлений, которые делают одного человека привлекательным для другого.

Понятие "сексуальность" происходит от англ. "sex" - "пол". Относительно сексуальности, как и относительно пола, можно отметить, что это:

  • жизненно необходимое качество;
  • есть у каждого человека;
  • меняется с возрастом;
  • неизменно существует в течение всей жизни;
  • во многих ситуациях управляет поведением человека.

Основные функции сексуальности:

-Репродуктивная (деторождения).

-Коммуникативная (общение).

-Гедонистическая (удовольствие).

-Самоидентификация (отождествление себя с определенным полом).

Сексуальность гораздо более широкое понятие, чем сексуальные чувства, сексуальные отношения.  Сексуальность включает всю гамму чувств, мыслей и поведения. Сюда входит желание быть привлекательным, любимым, иметь взаимоотношения с другим полом, общаться с другим полом, интимные отношения.

«Сексуальность человека это совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения» (Г.Б.Дерягин).

Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определенным физиологическим сексуальным потенциалом, а в дальнейшем сексуальность формируется уже в рамках индивидуального жизненного опыта.

Сексуальность можно рассматривать как систему, состоящую из пяти компонентов:

  1. 1. Чувственность.
  2. 2. Интимность.
  3. 3. Половая идентичность.
  4. 4. Сексуальное здоровье.
  5. Репродукция.

Сексуальность - важный аспект в развитии детей и подростков, требующий особого внимания от взрослых. "Сексуальность" - понятие более широкое, чем "секс". Прежде всего, оно включает в себя половую идентификацию, т. е. степень ощущения ребенком или подростком себя мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной.

Психосексуальное развитие личности – это процесс формирования и развития у человека полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций.

 

Возрастные периоды становления и динамики сексуальности

1.Парапубертатный период. I этап психосексуального развития (1—7 лет). В течение этого периода формируется половое самосознание.

2.Препубертатный период. II этап психосексуального развития (7—13 лет). Характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения.

3.Пубертатный период. III этап психосексуального развития (12—18 лет). Самый бурный в сексуальном развитии организма, во время которого происходят половое созревание, формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо.

  1. Переходный период становления сексуальности. Последняя стадия III этапа психосексуального развития и завершение формирования сексуального либидо (16—26 лет). Характеризуется началом половой жизни, мастурбационной практикой, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами абстиненции.

5.Период зрелой сексуальности (26—55 лет). Регулярная половая жизнь с постоянным  партнером, вхождение в полосу условной физиологической нормы половой активности.

6.Инволюционный период (51—70 лет). Снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с регрессом либидо (до уровня эротической, а затем и платонической стадий).

 

Возрастные этапы психосексуального развития детей

Психосексуальные новообразования детей от 0 до 2-х лет:

¥ Сосание/прикосновение.

¥ Эрекции/увлажнение.

¥ Ласки/показ гениталий.

¥ Нагота.

¥ Обучение хождению в туалет.

¥ Половая осознанность.

В этом возрасте дети приобретают опыт приятных чувств, когда ухаживающие за ребенком люди дотрагиваются до различных частей тела. Малыши знакомятся со строением своего тела, рассматривая себя и окружающих, прикасаясь к различным частям своего тела и близких людей.

В этом возрасте очень важно обеспечить ребенку безопасность и за­щиту от вмешательств и неприемлемого поведения других людей.

 

Психосексуальные новообразования детей 3 –5 лет:

¥ Интерес к различию между полами.

¥ Повышенный интерес к сексуальным действиям.

¥ Части тела/неприличные слова.

¥ Взаимное исследование.

¥ Сознательная мастурбация.

¥ Вопросы о беременности.

¥ Сексуальные роли и ролевые игры.

В этом возрасте может наблюдаться мастурбация. Она может иметь место в тот момент, когда ребенок нахо­дится в состоянии стресса и тревоги, и приносить ему состояние комфор­та. Дети, по мере того, как они становятся старше, учатся мастурбировать в одиночестве. Мастурбация не вредна ни в физическом, ни в психическом плане, однако, если дети навязчиво мастурбируют, то это должно обеспокоить взрослых, так как истощает ребенка и неблагоприятно воздействует на его умственную и физическую сферу. Существует мнение, что достаточно часто мастурбируют дети, которым не хватает телесных контактов с близкими им людьми.

Сексуальные знания:

- становятся более любознательными и словоохотливыми в некоторых темах;

- развивают сексуальный словарь;

- имитируют сексуальные действия без понимания;

- имеют ограниченные знания относительно того, откуда появляются дети;

- узнают различия между полами;

- расспрашивают о гениталиях, половом акте, называют части тела;

- используют слова-заменители для обозначения процедур в ванной и туалете, гениталий и секса.

Дети в этом возрасте осматривают гениталии других детей или прикасаются к ним гораздо чаще, чем полагают взрослые.

 

Психосексуальные новообразования детей 6 –9 лет:

    ¥Игры с сексуальным подтекстом.

¥ Прикосновения.

¥ Ругательства.

¥ Мастурбация наедине.

¥ Поиск сексуальной информации.

¥Исследование своего пола.

Сексуальные знания динамично развиваются в аспектах предыдущего возрастного периода.

 

Психосексуальные новообразования детей 10 –13 лет:

¥ Сравнения.

¥ Сдержанная мастурбация.

¥ Сексуальные/романтические фантазии.

¥ Сексуальное влечение.

¥ Сексуальное исследование.

¥ Эротические журналы/сайты.

¥ Половое созревание.

Сексуальные знания:

- имеют словарь для обозначения гениталий;

-увеличиваются знания о сексуальном поведении, расширяется сексуальный словарь и сленг, заимствованный из СМИ и у сверстников;

- неясность в отношении полового акта и беременности.

 В этот период своего сексуального развития дети все больше понимают сексуальное поведение взрослых, получают информацию на эту те­му от своих близких или из других источников, начинают обменивать­ся ею со сверстниками. Мальчики и девочки в этот период часто играют совершенно отдельно друг от друга. Развивается моральное поведение, главной моделью поведения и мышления которого выступает взрослый.

 

Психосексуальные новообразования 14 18 лет:

¥Всплеск сексуального интереса.

¥Ориентация и предпочтения.

¥Умеренная мастурбация.

¥Эротика/порнография.

¥Различные виды сексуального поведения.

¥Эпизодические половые акты.

 

Периоду сексуального развития 14-18 лет сопутствует беспокойство взрослых о сексуальном поведении взрослеющих детей, вариантах нормы и отклонений. Как развивается и формируется сексуальное влечение? Что такое гиперсексуальность? Когда мы можем говорить о гипо- или асексуальности? 

Мы обычно знаем, кто и что нас влечет, но очень часто не можем найти причину этого влечения. Половое влечение врожденно, однако с возрастом и новым опытом оно развивается, усложняется. Чаще всего влечение различается по силе: при чрезмерном влечении говорят о гиперсексуальности, при его ослаблении — о гипосексуальности, а в случае полного отсутствия влечения — об асексуальности. Как выражаются эти особенности сексуального развития у детей и подростков?

Вряд ли бывают родители, которых беспокоит недостаточное сексуальное влечение у маленьких детей. А вот гиперсексуальность, особенно если она проявляется еще до подросткового возраста, часто обращает на себя внимание. Самое распространенное проявление гиперсексуальности — мастурбация.

Если речь идет о подростках, то для них гиперсексуальность — нормальная возрастная особенность, а мастурбация как ее проявление — безопасный способ снятия напряжения и приобретения сексуального опыта. У детей помладше мастурбация также может свидетельствовать о повышенной сексуальности, связанной с разными причинами. Чтобы разобраться в них, может потребоваться профессиональная помощь детского и семейного психолога.

 

ДЕТСКАЯ ГИПЕРСЕКСУАЛЬНОСТЬ

Бывают такие дети, которые по своему психосексуальному развитию обгоняют сверстников. В этом случае родители замечают не только частые прикосновения к половым органам, но и стремление затевать сексуальные игры, обнажаться, прижиматься, обнимать, целовать сверстников и взрослых. Стойкий характер подобного поведения, неспособность его контролировать — важные симптомы, которые могут указывать на нарушения в работе эндокринной системы или определенных отделов головного мозга. К счастью, такие нарушения встречаются довольно редко. Чаще к специалистам приводят мальчиков и девочек, у которых гиперсексуальность связана с невротическими расстройствами. Родителей озадачивает и шокирует упорное стремление ребенка к мастурбации, подглядыванию за переодеванием, физиологическими отправлениями лиц противоположного пола, к организации сексуальных игр.

Иногда такое поведение наблюдается лишь эпизодически, со временем прекращается. Если оно становится постоянным и назойливым, то, скорее всего, ребенок испытывает сложности в психологической и социальной адаптации. Мастурбация у детей до вступления ими в период полового созревания представляет собой проявление гиперсексуальности и одновременно частый симптом невротического конфликта.

Зигмунд Фрейд считал, что у таких детей затруднено формирование чувства стыда, эстетических и моральных представлений. Он подчеркивал, что возведение этих «плотин» — не только дело воспитания, что оно может быть обусловлено и наследственными факторами.

 

 

ПРИ ЧёМ ТУТ РОДИТЕЛИ?

Одной из причин детской гиперсексуальности, в частности, проявляемой мастурбацией, может быть депривация: недостаточное внимание к ребенку со стороны значимых взрослых в сочетании с повышенными к нему требованиями. Такие дети страдают от низкой самооценки, переживают чувства ненужности и одиночества.

Дефицит впечатлений, положительных эмоций они нередко восполняют с помощью мастурбации, иногда испытывая при этом чувство вины, пытаясь бороться с желанием. Из-за этого мастурбация может приобретать навязчивый характер.

Другая причина невротической гиперсексуальности — постоянная, как правило, неосознаваемая родителями стимуляция сексуальных интересов ребенка: обнажение перед ребенком противоположного пола, призыв не стыдиться наготы, совместные купания, излишне нежные ласки, объятия и поцелуи в губы, частое совместное пребывание в одной постели.

Дисгармония супружеских отношений, сексуальная неудовлетворенность родителей могут провоцировать у отца или матери бессознательное стремление к сексуально окрашенным отношениям с ребенком противоположного пола. Подобные отношения с родителями вызывают у детей двойственные чувства: чувственное удовольствие, ощущение «значительности и обладания властью в семье», с одной стороны, и «сексуальный дискомфорт, чувство вины» — с другой. При этом родители, как правило, уверены, что не воспринимают собственных детей как представителей противоположного пола, и не верят в то, что могут представлять для своих детей сексуальный интерес. Родителям предстоит найти и устранить причину тревожности, те обстоятельства, которые стимулируют сексуальность ребенка.

Сегодня, когда в обществе господствуют весьма либеральные взгляды на сексуальную мораль, не только родители, но и некоторые специалисты не осознают, что нужно обратить внимание на ребенка, если у него наблюдается навязчивое желание мастурбировать.

Пример. 33-летняя Ольга обратилась к специалистам с жалобами на своего 6-летнего сына: он вел себя агрессивно с няней и с детьми в детском саду, к тому же у него появился мигательный тик. На вопрос о мастурбации ребенка она ответила утвердительно и даже с некоторой гордостью: «Да, он часто «нежится». Как свободная минутка выдается, так сразу в кровать бежит и «нежится». Настоящий мужик растет! Я иногда подхожу и заглядываю под одеяло, как он это делает. Раньше он стеснялся, а теперь перестал». Конечно, ругать или тем более наказывать маленького ребенка за мастурбацию нельзя, но и поощрять ее тоже крайне неразумно. Для родителей это скорее сигнал: с ребенком что-то не в порядке, им предстоит найти и устранить причину его тревожности, те обстоятельства, которые стимулируют сексуальность ребенка, которому еще далеко до подросткового возраста.

Нередки такие ситуации, когда родители запрещают детям мастурбировать, ругают их за это, но одновременно сами неосознанно возбуждают их.

Пример. 35-летняя Светлана привела 10-летнего сына к специалисту и рассказала, что уже два года борется с его онанизмом. У мальчика наблюдался также повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость и нарушения сна, он грыз ногти. Светлана старается не оставлять его одного и даже сняла крючок в туалете. Когда мальчик идет в туалет, мать, подождав некоторое время, распахивает резко дверь и всегда застает сына за «недостойным занятием». Это происходит ежедневно. Мать с сыном живут вдвоем, и, хотя в квартире две комнаты, спят они вместе в одной постели, так как «сын во сне часто раскрывается». Каждый вечер перед сном Светлана снимает с себя всю одежду и надевает ночную рубашку в присутствии сына, причем уверяет, что мальчик не обращает на нее внимания. Она моет сына в ванной, иногда они купаются вместе. В данной ситуации матери необходимо понять, что причина гиперсексуальности мальчика может скрываться именно в ее действиях. Одинокие мать или отец могут хорошо воспитать ребенка противоположного пола, но риск совершить ошибку у них выше, они чаще нуждаются в психологической помощи.

Важно понимать, что родители в большинстве случаев вовсе не хотят ни сексуально возбуждать ребенка, ни использовать его для удовлетворения собственных желаний. Однако их сексуальная неудовлетворенность оказывается для детей фактором риска. Осознав механизм происходящего, они могут успешно сотрудничать со специалистами и общими усилиями устранить проблему.

В гармоничных семьях отец и мать служат для детей образцом мужского и женского поведения. Если один из родителей компенсирует за счет ребенка дефицит тепла, общения, положительных эмоций, сексуальных переживаний, ребенок испытывает постоянное напряжение и двойственные чувства: сексуальный интерес, удовлетворение любопытства сочетаются у него с чувством вины, желание прекратить подобные отношения, с невозможностью отказаться от такой увлекательной сексуальной игры. Появление у ребенка первых признаков стыда наготы должно быть встречено родителями с пониманием. Если ребенок 8–9 лет совсем не стесняется членов семьи противоположного пола, ему стоит объяснить, что он уже достаточно взрослый и должен следовать определенным этическим правилам.

Ни в коем случае нельзя впадать в другую крайность, требовать от ребенка чрезмерной стыдливости, создавать у него впечатление, что все связанное с половыми органами, с сексом постыдно и грязно.

 

ГИПЕРСЕКСУАЛЬНОСТЬ У ПОДРОСТКОВ

Физиологические и психологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, естественно проявляются повышенным интересом к сексу, к книгам и фильмам на эту тему, к противоположному полу, высокой сексуальной возбудимостью, мастурбацией.

Последняя позволяет подросткам снять напряжение, которое имеет как физиологические причины, так и стимулируется примером приятелей и подруг, желанием проверить свои сексуальные возможности и получить удовольствие.

Взрослым стоит быть более внимательными к подростку в том случае, если они замечают у него сверхценное, тревожное или навязчивое отношение к сексу, свойственное детям, воспитанным в рамках чрезмерно строгой морали.

О том, что мастурбация стала навязчивой потребностью, говорит желание «не думать об этом» в сочетании с попытками бороться с «вредной, стыдной привычкой», страхом заболеть из-за нее, нарастающим чувством вины от невозможности справиться с собой. В семье, где секс табуирован и считается чем-то порочным, подобные переживания могут быть вызваны даже эротическими сновидениями.

В некоторой степени грязные разговоры, порнографические картинки позволяют подросткам «заземлить» их эротические переживания. Почти повсеместное использование подростками бранной лексики — еще одно проявление гиперсексуальности, которое обычно указывает на их неуверенность в собственной сексуальной «нормальности» и состоятельности. Используя матерные слова, тинейджер пытается показать окружающим, что пренебрежительно относится к вопросам пола, что проблем в этой области для него не существует. «Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки, вызывающие у многих подростков повышенный интерес, позволяют им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены», — пишет Игорь Кон в своей книге «Психология старшеклассника» (Просвещение, 1980).

 

ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ИХ РЕШИТЬСЯ?

Либерализация сексуальной морали, обилие эротики и откровенных сексуальных сцен в рекламе, журналах, в кино и интернете, доступность порнографии, безусловно, подстегивают и без того разогретый гормонами интерес подростков к сексу. Но отправиться на поиски «взрослой» любви их заставляет потребность в близком общении и эмоциональном тепле.

Прообраз первой возлюбленной для мальчика — его мать, а ранние, часто случайные половые связи могут указывать не на стремление к взрослым сексуальным отношениям, а на желание вновь почувствовать материнскую ласку. Так что причиной ранних и беспорядочных сексуальных связей подростка часто служит не столько усиление полового влечения, сколько комплекс неполноценности, неуверенность в своей привлекательности и сексуальных возможностях, одиночество, жажда любви и внимания.

Другой причиной раннего начала половой жизни может быть желание самоутвердиться, казаться взрослее, отстоять свое право распоряжаться собственным телом в сочетании с неуверенностью в своей сексуальной состоятельности и желанием походить на «опытных» друзей-сверстников. Поиски удовлетворения могут спровоцировать сексуальное экспериментирование, частую смену партнеров.

При общей схожести эмоционального состояния главными для юношей и девушек оказываются разные мотивы. Для юношей — это чаще стремление к самоутверждению, независимости и самостоятельности, желание произвести впечатление на друзей, любопытство и экспериментирование, удовлетворение физиологической потребности.

Девушками чаще движут любовь и чувства к партнеру. Они испытывают давление будущего сексуального партнера или среды, желание избежать одиночества и быть как все, стремятся стать более популярной в среде сверстников и независимой от родителей.

Нередко сексуальный дебют случается без эротических переживаний, без влюбленности. Тогда он часто вызывает недоумение и разочарование, особенно если случается в неподходящем месте, поспешно, в состоянии опьянения. В результате вместо удовольствия и восторга — сожаление и неуверенность в себе. Как сказала одна девочка, «было быстро, больно и противно».

Но даже если секс принес физиологическую разрядку, отношения без любви не дают ожидаемого удовлетворения. Его поиски могут спровоцировать сексуальное экспериментирование, частую смену партнеров. Дефицит тепла, положительных эмоций, интимности такие сексуальные отношения не восполняют и поэтому надежд подростков не оправдывают. У них нарастает тревога, становится труднее справляться с проблемами собственного предназначения, одиночества, жизни и смерти, смысла жизни.

ОТСУТСТВИЕ ЖЕЛАНИЯ

Гипосексуальность и асексуальность в подростковом возрасте — снижение и отсутствие сексуальных интересов, полового влечения. Как правило, сексуальное «равнодушие» сочетается с выраженным астеническим синдромом или с физическим инфантилизмом. Переживание сексуальной несостоятельности может в определенных ситуациях подтолкнуть подростка к сексуальному экспериментированию и раннему началу половой жизни, как и у гиперсексуальных сверстников.

Иногда в связи с особенностями воспитания и личностными установками подростки тщательно скрывают свой интерес к сексу. Это ложная гипосексуальность, при которой половое влечение присутствует, но подавляется. Подросток пытается бороться с собственной чувственностью, нередко изнуряет себя физическими упражнениями или учебой.

Отсутствие интереса к противоположному полу также может быть связано с тем, что подросток не способен решить задачу эмоционального отделения от родителей. Причиной, а иногда результатом этого могут быть отношения между подростком и родителем противоположного пола, в основе которых бессознательное влечение одного к другому («Эдипов комплекс»).

 

ДАТЬ СОЗРЕТЬ ЗЕЛЁНЫМ ЯБЛОКАМ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Доверительные и дружеские отношения родителей с детьми помогут подросткам избежать ошибок и разочарований первой любви. Помогите взрослеющему ребенку разобраться в чувствах, отличить дружбу от влюбленности, любовь от влечения. Возможно, начать разговор поможет эта притча.

«Жил один человек, который никогда в жизни не пробовал яблок. А вокруг все говорили, какие яблоки прекрасные и вкусные, даже пели об этом песни. Очень захотелось человеку яблоки попробовать. Узнал он, что растут они на особых деревьях. Нашел яблоню и хотел яблоко сорвать. «Подожди! — сказали ему. — Яблоки еще не созрели, рано еще их есть».

Не послушался человек совета. Слишком велико было у него желание. Сорвал несколько яблок и съел. Яблоки были очень твердые, кислые, противные. А потом у него заболел живот. «И чего люди врут? — недоумевал он. — Знаю я, какие на самом деле яблоки, пробовал…»

Чувства тоже должны созреть, люди должны стать близкими и полностью друг другу доверять.

Некоторые родители категорически отрицают необходимость полового воспитания, однако в действительности они не могут помешать ребенку получать информацию. Проблема лишь в том, влияют они сами или нет на формирование соответствующих представлений. Осознавая это и желая создать возможно более благоприятные условия для полового воспитания, многие родители приступают к выполнению этой задачи с большими опасениями, не зная, с чего начать, что говорить и как не напугать ребенка сообщением каких-нибудь неуместных подробностей.

На самом же деле научить детей разбираться в вопросах пола не труднее, чем научить их множеству других вещей. К примеру, чтобы показывать ребенку, как надо работать на огороде, совсем не обязательно иметь ученую степень по сельскому хозяйству. Бессмысленно ждать, что ребенок начнет расспрашивать вас о буквах, если вы не покажете ему букварь. Точно так же, не следует ждать, когда он заговорит о сексе - возьмите на себя инициативу обсуждения этой темы.

         Ниже приводятся простые правила, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми.

  1. Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
  2. Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго - ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
  3. Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами - ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.
  4. Не бойтесь сказать ребенку о сексе "слишком много". Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.
  5. Если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: "Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова" или "Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь". Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.
  6. Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как "пипка" или "пиписька".
  7. Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить "нет" взрослым. Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком: "Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки), ты должен(на) ответить "нет" и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне».
  8. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.
  9. Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция. Большинство детей узнают об этих явлениях из СМИ или интернета, что пробуждает вполне естественное любопытство.
  10. Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать пяти-или шестилетнего ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа. С другой стороны, если вы отложите этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД, и как он передается.   
  11. Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: "Ты еще слишком мал, чтобы понять это". Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.
  12. Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например к  врачу.
  13. Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова. Проверьте также, насколько ваш ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок.

 

Гармоничные отношения в семье, теплая эмоциональная атмосфера, соблюдение личных телесных и душевных границ, внимательное, уважительное отношение к детям, удовлетворение их жажды получения впечатлений и постепенного обретения самостоятельности способствуют благополучному сексуальному развитию — не слишком быстрому и не слишком медленному.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимова Л. Психология сексуальности. Учебное пособие. — Одесса: СМИЛ, 2005.
  2. Поведение сексуальное /Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — 2003.
  3. Фрейд, 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов: сборник работ/ А. Фрейд, З. Фрейд, составитель и ред. М.М.Решетников. - СПб.; В.-Е. Институт Психоанализа, 1995. - 483 с.
  4. Божович, Л. И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте./ Под редакцией Д. И. Фельдштейна - 2-е изд. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
  5. Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка./ под ред. Г.В. Бурменской. - М.: МПСИ, 2005, - 656 с.
  6. Венар, Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста./ Чарльз Венар, Патрисия Керинг. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 670 с.
  7. Выготский, Л. С. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.
  8. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. - М.: МГУ, 1978, - 120 с.
  9. Коломинский, Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция./ Я. П. Коломинский, Е. А.Панько, С. А. Игумнов- СПб.: Питер, 2004. --480 с.
  10. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка/ Э. Мэш, Д. Вольф. - СПб.: ПРАЙМ_ЕВРОЗНАК, 2003. -- 384 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).
  11. Перре, М. Клиническая психология./ Перре М., Бауман У. - 2-е изд., - СПб.: Питер, 2003. - 1312 с.

 

В 1964 году Мэри С. Колдероун, медицинский директор Американской федерации планирования семьи, основала и возглавила Американский совет по сексуальной информации и половому воспитанию (Sexuality In formation and Education Council of the United States - SIECUS). Педагог Эрик У. Джонсон вел занятия по половому воспитанию в одном из филадельфийских колледжей и стал автором некоторых книг по проблемам пола, адресованных специально молодежи. На протяжении 60-х годов Колдероун и Джонсон принимали активнейшее участие в движения за введение занятий по половому воспитанию в школах и других детских учреждениях. В 1981 году ими была написана "Семейная книга о сексуальности", предназначенную для совместного чтения родителями и детьми. В эту книгу включена глава под названием "Программы обязательного полового воспитания", в которой авторы объясняют, почему они убеждены в необходимости не только семейного, но и внесемейного полового воспитания.

 

свернуть

Школьная пора. Советы психолога.

развернуть

Школьная пора уже началась… Каким будет этот учебный год ? Таким вопросом задаются многие школьники и их родители.

Сегодня я хотела бы остановиться на трех ключевых школьных периодах (этапах), от которых в дальнейшем будет существенно зависеть качество жизни ваших детей.

Итак… Давайте условно назовем первый этап «Первоклассник».

Для вашего ребенка впервые открываются двери «школы». Школа станет «вторым домом» для него на ближайшие 10 лет … или не станет. А зависит это во многом от того, насколько дошколенок подготовлен к таким серьезным переменам, как начало школьной жизни. Хорошая школа, красивая форма, качественные школьные принадлежности… Все готово? А как насчет ребенка? Готов ли ваш ребенок сегодня сидеть за партой 35 минут не вставая ? Поднимать руку, когда хочет что-нибудь сказать ? Внимательно слушать объяснения учителя ? Находиться в таком режиме более трех часов подрят ?

Да, безусловно, современным детям процесс адаптации к школьной жизни должен даваться проще. Ведь ребенок чаще всего посещает подготовительные курсы, занятия на которых построены подобно школьным урокам. Кроме того, дошколенок проходит вступительные испытания, цель которых оценить возможности ребенка с учетом специфики школы и подобрать для него наиболее подходящий по уровню развития коллектив. С будущим школьником занимаются специалисты педагоги и психологи.

Но даже самые квалифицированные и заинтересованные педагоги и психологи не смогут помочь ребенку так, как способны помочь родители. Ведь только вы знаете своего ребенка с момента рождения, только вам известны все его увлечения, только вам он доверяет полностью, вам знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только вы заинтересованы в его успехах больше всех.

Первое и самое главное ! Поделитесь с учителем самой важной информацией, чтобы облегчить процесс знакомства.

Второе. Вы должны знать, что ведущим видом деятельности ребенка в возрасте от 6 до 10 лет является учение, а самым авторитетным человеком становиться учитель. И если вы это примите, то качество учения возрастет в разы ! Поэтому так важно поддерживать авторитет учителя в процессе общения со своим ребенком.

Третье. Каждый ребенок уникален ! И это так. Однако уникален не значит универсален. А это значит, что ожидания связанные с обучением ребенка могут быть неоправданны и не обоснованны. У вашего первоклашки, как и у каждого человека в этом мире есть сильные и слабые стороны. Ожидания должны соответствовать возможностям. В противном случае (если вы это проигнорируете) вы рискуете получить серьезные проблемы в подростковом возрасте: неуверенность в себе, низкую самооценку, агрессию, анорексию (да да ! не удивляйтесь именно завышенные требования к ребенку приводят к желанию переключить контроль с окружающей действительности, которую невозможно проконтролировать, к контролю над собственным телом и как следствие к анорексии), суицидальный риск и многое другое.

Четвертое. Границы ! Если ранее вы не уделяли этому внимание и время, то можно еще прыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Границы и школа это практически слова синонимы. Режим дня, звонок с урока на урок, поднять руку, если хочешь ответить, специальная форма или атрибут – это и многое другое и есть границы. Границы между дозволенным и недозволенным, приемлемым и не приемлемым, между уроком и переменой и т.п. А откуда начинаются границы ? Правильно, из семьи ! Нельзя спать в родительской постели, нельзя брать телефон мамы, нельзя брать конфеты до обеда, надо пользоваться вилкой и т.д. Помогите собственным детям. Поддерживайте границы там где это необходимо и позволяйте детям бывать там, где нет границ. Например: дома и в школе нельзя шуметь, в лесу можешь кричать сколько захочешь, мыть руки нужно аккуратно, в бассейне или бане воды может быть столько, сколько тебе нужно для удовольствия, дома нужно спать в своей постели, в походе мы спим как нам нравиться. У ребенка должны быть правила и глотки воздуха или он начнет нарушать ваши правила и конечно же дисциплину в школе.

А самое главное ! Говорите со своим ребенком, находите время для того, чтобы обнять, приласкать свое чадо. Чаще хвалить ребёнка, поддерживать его. Сравнивайте его достижения с его же достижениями на предыдущем этапе жизни. То есть ведите себя с ребенком так, как вы бы хотели, что бы вели себя с вами окружающие в период испытаний в вашей жизни.

Следующим важным этапом школьной жизни можно считать переход из начальной школы в 5-й класс, поэтому назовем этот этап «Пятиклассник».

Чаще всего этот этап для родителей проходит не так заметно. Ребенок ходит в школу уже не первый год, причин волноваться нет. Однако они есть. Этот переход на следующую ступень обучения. Это полная смена учительского состава, а значит и требований, условий обучения и возможно изменения в составе коллектива учеников.

Вам покажется странным…но все повторяется !

Первое. Помогите ребенку запомнить имена классного руководителя, учителей предметников. По возможности познакомьтесь с ними лично, установите контакт. Поддерживайте авторитет педагогов. Не воюйте с ребенком против учителя, сделайте учителя своим союзником.

Второе. Не отказывайте в помощи своему ребенку, но не делайте задания за него! Дайте ему возможность ошибиться, право взять ответственность на себя. Это очень важно не только в вопросах учебы. Дело в том, что наши дети в семьях часто не чувствуют ответственности, не несут её. А это начало подросткового возраста ! И если сейчас ваш ребенок не готов отвечать за свои поступки, то когда !?

Третье. Мамы контейнируйте чувства своих детей. Когда ребенок не может справиться со своими эмоциями, родитель может помочь ему их пережить: успокоить, выслушать и объяснить, что это за чувства. Контейнирование – это способность становиться для ребенка неким трансформатором, который принимает в себя нечто непереносимое и возвращает в измененном виде, годном для усвоения. Контейнирование должно быть не просто актом передачи эмоций от одного человека другому, оно должно в конечном итоге приводить к какому-то действию. Принять эмоции — это только первый шаг («Солнышко, я чувствую, что тебя это разозлило ») Второй, необходимый, который многие не делают, — научить ответственности (Я вижу, что ты злишься. Я могу тебе чем-нибудь помочь?»). С трех-пяти лет ребенок социализируется среди детей и должен понимать, что его могут обидеть и поступить с ним несправедливо. Он должен учиться переживать свои сильные эмоции и нести ответственность за свои действия, а также понимать, что его эмоции зависят только от него, а не от успокаивающих объятий с мамой, в которых все плохое исчезает. Нужно дать ребенку возможность самому пережить эмоции, объяснить, что они уместны и нормальны. Когда ситуация уже эмоционально пережита, ребенок с помощью родителя способен более взвешенно подойти к ее решению: «Мы немножко погрустили, а теперь давай думать, как мы будем с этим разбираться. Что тебе нужно делать, чтобы больше не допустить такую ситуацию или исправить случившееся?» Маленькому ребенку родитель должен предложить варианты действий: он сам выберет подходящий, исходя из своего темперамента или по другим причинам. Более старшему ребенку важно разобраться с проблемами самому — чтобы сделанный выбор обязательно переходил в действие.

Четвертое. В подростковом возрасте ведущий вид деятельности – общение. Вот тут уже очень важно посодействовать тому, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса. Учите своего ребенка общаться, рассказывайте истории своего детства с примерами, приглашайте друзей ребенка в свой дом (если ребенок не будет чувствовать себя в доме дома, то он сделает домом улицу !), учите ребенка своим примером разрешать конфликтные ситуации в приемлемой форме.

Еще один важный этап в жизни вашего ребенка – этап самоопределения, назовем его «Выпускник».

Ну на этом этапе родители реально поражаю своими действиями чаще всего ! Что я этим хочу сказать. А все просто … Поступление для выпускника – это старт. И конечно многие старательные и любящие родители умудряются «загнать» своих детей за долго до экзаменов и тестирования. Работала я с такими «выпускниками»… они как никто другой нуждаются в психологической поддержке и часто мечтают просто поспать.

Вас тревожит количество баллов, которые получит ребенок, но помните, что количество баллов не является совершенным измерений его возможностей !

Делайте то, что зависит от вас, чтобы балл оказался максимально возможным. Что спросите вы ?

Кто как не родитель может поддержать психическое и эмоциональное здоровье своего ребёнка !

Первое и самое главное  - контролировать чёткое соблюдение выпускником распорядка дня. Согласитесь, это существенно влияет на работоспособность. Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки. Ложиться спать целесообразнее, примерно, в одно и то же время.

Второе, не менее важное - поддерживать режим питания. Оно должно быть регулярным и правильным: утром - каши, в обед - первое и второе, на ужин - соки. В меню должны присутствовать продукты повышенной биологической ценности - кисломолочные продукты, рыба, мясо, фрукты, овощи, сбалансированный комплекс витаминов. Здорово, если в рационе появятся продукты богатые жирными кислотами Омега-3 (грецкий орех, скумбрия, фасоль, оливковое масло). По результатам исследований, лучший способ повысить эффективность работы головного мозга без вреда для здоровья – чистая вода.

По возможности необходимо контролировать режим труда и отдыха. Это значит, что после уроков ребёнок должен отдохнуть в течение 30 мин-1 часа. При выполнении домашних заданий он должен выполнять их в порядке усложнения. Получить передышку ребёнок может, переключившись с умственной деятельности на деятельность, связанную с физическими нагрузками (например, помыла посуду, вынес мусор и др.) Обязательны прогулки на свежем воздухе.

Ну о теле мы позаботились … Теперь психологический настрой!

Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Старайтесь не повышать тревожность ребёнка на протяжении года– это может отрицательно сказаться на результатах. Знаете, что говорят дети придя ко мне на консультацию ? «Я боюсь, что не поступлю, а ведь мама платит такие деньги репетиторам… Я не знаю, как объяснить родителям, что математика мне не дается, она ведь считает, что если она заплатила репетиторам, то нет проблем…

Поддержка и похвала в этот период необходимы, как воздух. Подбадривайте своих детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Таким образом, вы сможете повысить и их уверенность в себе. Помните, что чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность ошибок.

Кто, если не вы сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Наблюдайте за его самочувствием.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте переутомления и перегрузок.

Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал:

“Эмоции - это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может потопить его…” Не передавайте свои страхи и тревогу своим детям. Ваше спокойствие, понимание и уверенность помогут ребёнку.

Уважаемые родители! Душевный контакт с ребенком, богатое общение с ним, духовное единение – первая и последняя проверка, правильно ли идет воспитание. Есть контакт – все идет хорошо и будет хорошо; нет контакта – ничего нельзя предсказать. Любите безусловно и поддерживайте своих детей ! Они пришли в этот мир не для того чтобы оправдать ваши ожидания и выполнить то, что не получилось у вас… Вы подарили им не только жизнь, но и собственный путь !

Педагог-психолог

ГУО «Средняя школа № 10

г.Слуцка им.С.Ф.Рубанова»

свернуть

Неблагополучие в семье… Критерии и показатели.

развернуть

Будущее каждого человека зависит от семьи, в которой он вырос. Здесь закладывается развитие, воспитание, здоровье, мышление и многое другое. Только от семьи зависит, каким вырастет ребёнок, какими будут его взгляды на жизнь. Всё это исходит в первую очередь от самых близких и родных людей – родителей. Именно они должны учить ребёнка любить труд, хорошо относиться к окружающим, природе, быть самостоятельным и вести себя адекватно. Родители – первые люди, которые передают опыт, знания и навыки своим детям. Но к  сожалению, такие термины, как «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже вошли в нашу речь и  стали  привычными.

А задумывались ли вы, что скрывают за собой эти термины сегодня ? Ведь оценка неблагополучия не так однозначна… Как оценить и не ошибиться ? Как распознать действительное неблагополучие и отделить от него такое понятие, как «временные жизненные трудности». Какую семью можно назвать неблагополучной? Семью, где родители беспробудно пьют? Или где родители все время работают, а ребенок целыми днями на улице? Сегодня в Республике Беларусь специалисты социальной сферы при оценке неблагополучия опираются на «Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении» утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22, которое вступило в силу с 1 февраля текущего года. Постановлением установлены критерии и показатели социально опасного положения для ребенка в семье:

  1. Неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка (оставление без пищи, препятствие получению обязательного общего базового образования (в любой форме его получения), систематическое невыполнение рекомендации медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и (или) здоровью и др.).

Основные показатели данного критерия:

  • родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;
  • родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;
  • родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;
  • родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;
  • родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения);
  1. Необеспечение родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает правонарушения.

Основные показатели данного критерия:

  • в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  • в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности;
  1. Ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка.

Основные показатели данного критерия:

  • в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  • в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия;
  • установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

На территории Слуцкого района в выявлении неблагополучия участвуют государственные и иные организации при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции: управление по образованию Слуцкого РИК, учреждения образования; УЗ «Слуцкая ЦРБ»; управление по труду, занятости и социальной защите Слуцкого РИК, Слуцкое РОВД, Слуцкое РОЧС, государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.

Как психолог, я понимаю, что любой ребёнок, выросший в жестоких условиях, не понимает и не знает другой жизни. Именно поэтому он становится копией своих родителей, продолжая строить свою жизнь только так, как он видел на протяжении длительного периода. Есть, конечно, и исключения, однако, по статистике, это большая редкость.

Чаще всего в неблагополучных семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически. Очень часто дети из неблагополучных семей подвергаются физическому насилию.

Многое в жизни неблагополучной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с «хроническим неблагополучием».

Ко мне часто обращаются взрослые с такой просьбой: «У моего ребенка проблемы в поведении, сделайте что-нибудь !». А я не перестаю повторять: «Ребенок пришел в этот мир чистым! Таким какого вы ко мне его привели сделало его ближайшее окружение». Ведь семья это первое место, где дети приобретают опыт, навыки и умения. Поэтому родителям необходимо обращать внимание в первую очередь на себя и на своё поведение, а не на ребёнка, который пока только наблюдает за взрослыми и учится плохому или хорошему у самых близких и родных ему людей.

Прописную истину о том, что в семье главное — это любовь и уважение, знают даже дети. Рядом с любовью во всех счастливых семьях присутствует уважение друг к другу. Это более глубокое чувство, которое не проходит с годами и позволяет супругам сохранять теплые, близкие отношения до самой старости. Уважение исключает эгоизм, помогает признавать расхождения во взглядах и привычках, ценить личное достоинство близкого человека.

Конечно же, в каждой семье есть взлеты и падения. Если каждый в семье заботится о благополучии своих близких, если семья строится на любви и уважении, то такая стратегия приведет Вашу семью к счастливой жизни.

 

Педагог-психолог

ГУО «Средняя школа № 10

г.Слуцка им.С.Ф.Рубанова»

свернуть

Насилие в семье. Что делать ?

развернуть

Чувство бессилия, обида, злость, одиночество – это далеко не полный список тех чувств, которые испытывает жертва насилия. И этот список чувств увеличится в разы, если человек является жертвой насилия в семье.

Давайте будем откровенными ! Сегодня жертвами в семье может стать не только ребенок или женщина. Часто от психологического насилия страдают и мужчины.

По статистике Слуцкого района по состоянию за 5 месяцев 2019 года вызовов милиции по причине семейно-бытовых конфликтов зафиксировано 464. Впечатляет, правда !? Вы знаете, что милицию вызывают далеко не всегда. А теперь давайте умножим это цифру как минимум на пять. И это будет реальная статистика.

По роду своей деятельности, мне часто приходится сталкиваться с теми, кто  пострадал. Или нет скажу так ! С теми, у кого появились серьезные психологические проблемы и в ходе работы выяснилось, что это следствие нестерпимой психологической атмосферы либо физического террора в стенах своего дома.

Наверное, обывателю сложно себе представить, но жертву насилия можно определить по внешним признакам. Это опущенные глаза при общении, вздрагивание при резких звуках, перебирание рук, опущенные плечи. Что же касается психологических особенностей жертвы, то это: низкая самооценка, повышенная тревожность и внушаемость, неуверенность в себе. гипертрофированное чувство вины, подавленное чувство гнева.

Если жертва насилия ребенок. То тут все очевидно ! Ему нужна помощь взрослых. Без нее ему не справиться, не выбраться из такой затруднительной ситуации. Ребенок чаще всего вообще воспринимает повышенную агрессию в семье, как норму и переносит ее в свою жизнь, делая агрессивные реакции нормой своего поведения.

Но почему терпит взрослый мужчина или женщина агрессора в семье ? Ведь очевидно же, что в такой атмосфере страдают не только она или он, но и дети ! Даже если жертва в присутствии других подавляет свои чувства, скрывает синяки, под длинный рукав и плачет в подушку. Уверенность в том, что никто не может реально помочь? Взрослая жертва боится огласки, изменения социального положения, осуждения - "сам (сама) виноват (а)" или чрезмерно болезненно воспринимаемого сочувствия окружающих. Возможно, даже если это прозвучит странно, жертва извлекает психологическую выгоду из своего положения. Например, она получает внимание от окружающих людей, психологическую поддержку, сочувствие, помощь. То есть позиция жертвы – эгоистична. Так что у роли « жертвы» есть свои большие «плюсы». Поэтому так трудно выйти из этой роли, этого психологического состояния.

Да, но что делать ? Спросите вы. Как выбраться из этого замкнутого круга ? Как помочь себе и своим детям. Ведь в дальнейшем, наблюдая за отношениями «агрессор-жертва» в семье ребенок идентифицирует себя с одной из этих ролей. И в будущем ему уготовано либо жить в позиции «жертва», либо отвечать за содеянное став «агрессором».

Ну, начнем с того, что стоит делать в ситуации острого конфликта, когда вы рискуете не только психологической травматизацией себя и своих детей, но и жизнью.

  1. Постарайтесь оказаться в безопасном от агрессора месте.
  2. Позвоните по номеру 102 и вызовите сотрудников РОВД.

И если по приезду сотрудников внутренних дел пострадавший (пострадавшие) от насилия в семье, даст письменное согласие, то запуститься механизм по защите жертвы от насилия в семье в РБ – «защитное предписание»

Защитное предписание может запретить: предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы насилия в семье; посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства; общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет; распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью. Защитное предписание может предписать временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение. Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями: 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

Защитное предписание объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, должностным лицом органа внутренних дел в двухдневный срок со дня вынесения такого защитного предписания с разъяснением его прав и обязанностей, предусмотренных статьей 32  Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

Кроме того хочу напомнить, что у нас в Слуцком районе на базе ГУ «Слуцкий территориальный центр обслуживания населения» действует «кризисная комната» для пострадавших от домашнего насилия. Об этом мы с вами говорили на родительском собрании в сентябре. Всю необходимую информацию вы сможете узнать по телефонам: 8 (01795)  5-41-47, 2-90-43, 2-94-91, 2-81-22.

Однако вернемся к вопросу, что же собственно делать ? Ведь мы с вами обсудили только действия в ситуации острого конфликта.

Уйти от своего тирана жертва может не всегда. Часто прощает его, жалеет, остается рядом с ним, терпит… Жертва чаще всего настроена на подчинение и самоограничение. Так и возникают мазохистские тенденции. Жертва приспосабливается ко всему, даже к боли, и может даже научиться получать от нее удовольствие. А может не стоит себя подчинять другому человеку, терпеть все его выходки, и постоянно жить в состоянии страха?

Практически все исследователи, работающие с проблемой домашнего насилия, отмечают, что существует цикл насилия: некий замкнутый круг чередующих друг друга ситуаций, разорвать который для многих довольно трудно. Многие люди просто не осознают эти «порочные круги».

Кроме того, как это ни странно, но расставаясь с одним агрессором, жертва находит другого партнера, причем такого же. И все начинается с нуля. Поэтому очень важно распознать свой личный жизненный сценарий и научиться им правильно управлять. Важно разобраться в себе, в своих желаниях, потребностях, способностях. И понять, какой же именно партнер тебе подходит.

На начальных этапах отношений важно, вовремя распознать признаки (маркеры) проявления агрессии, чтобы избежать негативных последствии:

  • Партнер запрещает вас видеться с друзьями или родственниками, контролирует, как и где вы проводите время;
  • Вас подвергают эмоциональному давлению;
  • Партнер оказывает психологическое давление, угрожает вам;
  • Партнер заставляет вас вступать в интимные отношения против воли или в неприемлемой для вас форме;
  • Вы подвергаетесь унижению в присутствии друзей или своей семьи;
  • Партнер постоянно критикует за внешний вид, приготовление пищи, поведение и т. д.;
  • Вас лишают пищи, денег, сна; и тому подобное.

Наверное, самым красочным завершением обсуждаемой темы будет притча «Я получила сегодня цветы». Прочитайте ее и задумайтесь ! Возможно есть шанс что-то изменить уже сегодня в вашей жизни в лучшую сторону !?

«Сегодня не день моего рождения, да и не какой-то другой особенный день. Вчера мы впервые поссорились ночью. Его слова были такими жесткими. Я на самом деле обиделась. Но я знаю, что он сожалеет, ведь сегодня он прислал мне цветы. Я получила сегодня цветы.

Сегодня не наша годовщина или какой-то другой особенный день.  Вчера вечером он душил меня, прижав к стене. Это было похоже на тот ночной кошмар, когда просыпаешься и понимаешь, что был сон. Утром болело все тело от его вчерашних ударов. Но я знаю, что он сожалеет, ведь сегодня он прислал мне цветы. Я получила сегодня цветы.

Сегодня не Валентинов день или какой-то другой особенный день. Вечером он меня ударил и угрожал убить меня. После вчерашней ссоры ни макияж, ни длинный рукав не могли скрыть ссадины и синяки, которые он мне нанес. Я не могу сегодня пойти на работу, потому что там все поймут, что произошло. Но я знаю, что он сожалеет, ведь сегодня он прислал мне цветы. Я получила сегодня цветы.

Сегодня не день матери или какой-то другой особенный день. Вечером он опять меня бил, но на этот раз намного сильнее. Если я все-таки его брошу – Что я буду делать? Как я одна выращу детей? А если нам будет не хватать денег? Я его очень боюсь, но я настолько от него завишу, что боюсь бросить его. Я знаю, что он сожалеет, ведь сегодня он прислал мне цветы. Я получила сегодня цветы.

Сегодня особенный день. Это день моих похорон. Вечером он все-таки убил меня. Он меня бил пока я не умерла.  Если бы я раньше что-то изменила, сегодня бы мне не прислали цветов.

Осознать проблему — значит сделать первый шаг к ее решению. Обратиться за психологической помощью вы можете позвонив по телефону «Доверие» на базе УЗ «Слуцкая ЦРБ» 8 (01795) 5-35-85 или в службу круглосуточной экстренной психологической помощи «Телефон доверия» 8 (017) 202-04-01, 8 (029) 899-04-01.

С проблемами несовершеннолетних вы можете обратиться в ГУО «Слуцкий социально-педагогический центр» по адресу: г.Слуцк, ул.Социалистическая, д.127-А или позвонить по телефонам: 8 (01795) 3-04-31, 3-04-39.

Не оставайтесь со своей бедой один на один. Приходите к нам, мы вам поможем ! Наш адрес: г.Слуцк, ул. Уласовца д.2, телефон кабинета социально-психологической службы: 5-89-31

Педагог-психолог

ГУО «Средняя школа № 10

г.Слуцка им.С.Ф.Рубанова»

свернуть