УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ СЛУЦКОГО РАЙИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Средняя школа №10 имени С.Ф.Рубанова г.Слуцка»
План-конспект урока – "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.
Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.
Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
- дать представление о…;
- обобщить и систематизировать знания о….;
- познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
- выработать навыки (например, анализа лирического текста).
- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.
В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок. Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.
Виды и формы урока
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.
Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.
Исключения составляют контрольные уроки.
Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.
Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.
Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.
«Как правильно составить план-конспект урока»
План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.
Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.
Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.
Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.
Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.
Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.
Однако существуют определенные пределы резервов планирования:
Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
План-конспект урока - это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.
Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.
Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.
Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).
Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.
Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.
Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.
Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.
Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.
Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.
Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
- дать представление о…;
- обобщить и систематизировать знания о….;
- познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
- выработать навыки (например, анализа лирического текста).
- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.
В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок. Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.
Виды и формы урока
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.
Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.
Исключения составляют контрольные уроки.
Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.
Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.
P.S.
Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.
Подготовка к открытому уроку
Начинать подготовку к открытому уроку лучше всего со следующих шагов:
А) знание учащимися предмета, предыдущих тем.
Б) психологическая диагностика класса: выявление сангвиников, холериков, флегматиков. Зная это, вам будет удобнее разбить учащихся на группы, подготовить персональные задания. Так, например, холерики – это активисты, которые будут "рваться в бой". Сангвиникам лучше предложить что-то спокойное, а флегматики порадуют вас четко слаженной работой.
Психологических тестов полно в сети, а можете подключить и школьного психолога, который подскажет, кто из ребят справится с волнением, отвечая у доски, кого лучше спрашивать с места, а кому дать письменное задание.
План проведения открытого урока
Какой бы план урока вы не составили важно, чтобы в нем присутствовали все необходимые этапы: проверка домашнего задания, актуализация, рефлексия, выставление оценок, определение задания на дом к следующему уроку. Поверяющие могут сделать замечание, даже если вы в волнении забудете отметить в журнале отсутствующих в классе.
Что касается основных этапов, то здесь все зависит от формы урока и целей урока. Об этом чуть позже.
Теперь общие рекомендации к составлению плана:
Или цель: развивать умение работать в группах. Значит, групповая работа обязательно должна быть. Если в целях упомянуто патриотическое воспитание, то и минутку разговора о любви к Родине тоже нужно включить.
То есть, по сути, ваши цели – это составляющие урока, которые предстоит объединить в единую форму.
Формы проведения открытых уроков и важные мелочи
Многое зависит от вида урока: будет это урок получения новых знаний, закрепление по пройденной теме или повторение всего раздела. Последние два — наиболее выигрышные, так как оставляют больше простора для фантазии. Легче всего выбрать нестандартную форму урока: урок-путешествие, диспут, конференцию, спектакль, игровой урок, КВН, урок-суд и т.д. Такие уроки и смотрятся ярче, и позволяют вместить все необходимые этапы. И помните, ваш урок выиграет, если вы выберите такую форму, которая максимально ярко продемонстрирует уровень подготовки учащихся. Чем больше говорят сами дети, тем лучше! Если остановились на традиционном уроке, стоит включить какие-то элементы из нестандартного: мини-игру, аукцион, тестирование. Хорошо работает форма урока, которая предполагает деление класса на группы. Элемент соревнования всегда вносит динамику. В другом случае обязательно продумайте тип задания, который бы разделял класс на группы, пары, тройки. Без использования ТО любой открытый урок сейчас, увы, смотрится архаикой. Подготовить презентацию к своему уроку – не проблема. Если вы совсем не в ладах с техникой, можно и Интернетом воспользоваться. Кстати, вместо презентации можно подготовить слайды с заданиями и прибегать к помощи компьютера на протяжении всего урока. Те же тесты, например, можно вывести на экран монитора. Это, кстати, и время экономит. Но нельзя заменять компьютером весь дидактический материал. Раздаточный материал, наглядный, демонстрационный тоже обязательно должен быть. Например, даже если вы подготовили суперскую презентацию по биографии писателя, его портрет, вывешенный возле доски, только добавит баллов.
Еще одна ошибка, которую часто допускают молодые учителя – когда наглядность есть, но никак не работает. Например, повесили таблицу логарифмов, а в процессе урока ни разу к ней не обратились. Это не правильно. Не забывайте про принцип: "Если ружье на стене висит, оно должно выстрелить".
Еще одно правило – обязательная привязка к жизни, к современности. Неважно, какой предмет вы преподаете, урок будет неполным, если из него не следует никакой практической привязки к обычной жизни.
И напоследок хотелось бы напомнить, что открытые уроки проводятся для коллег, чтобы поделится с ними своим накопленным опытом или продемонстрировать свои умения перед комиссией. В связи с этим, было бы неплохо предоставить гостям урока некоторые материалы. Помимо опорного конспекта можно подготовить памятки, в которых отдельно указать: какие методы использовались на уроке, какие приемы, подготовить образцы раздаточных и дидактических материалов, список использованной литературы, краткое изложение своего видения преподавания данной темы. Это только повысит оценку урока.
Эффективный урок отличается:
Критерии эффективности урока:
Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.
Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.
С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.
Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.
Урок №: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.
Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.
Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.
К задачам урока относят следующие элементы:
Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)
Умения: специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)
общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.
Навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.
Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.
Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
Классная доска входит в оборудование урока.
План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:
Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.
Ход урока — основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.
Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.
Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.
НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.
Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.
Подготовка к уроку — это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.
свернутьДиалог – это вид речи. Его отличает: зависимость от обстановки разговора, обусловленность предыдущим высказыванием, непроизвольность и малая степень организованности.
Диалог – функциональная разновидность языка. Реализуется в процессе непосредственного общения между собеседниками. Состоит из непосредственого чередования реплик.
Словарь Сергея Ивановича Ожегова имеет следующее толкование этого слова ДИАЛОГ – разговор между двумя лицами, обмен репликами.
Основные языковые особенности диалога: обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах. Неполнота реплик компенсируется за счёт предыдущего высказывания.
В настоящее время в школе используются 2 формы подачи информации:
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ
Монологическая форма осуществляется через лекции, рассказ, объяснения.
Диалогическая – через различные виды бесед, дискуссии ( спор, обсуждение какого-то вопроса), диспуты ( публичный спор на важную тему), создание проблемной ситуации.
Очень часто процесс общения на уроках сводится к простейшей беседе или расспросу (вопрос учителя – ответ ученика), что затрудняет развитие устной речи школьника, ограничивает его возможности широко и свободно мыслить. Вместе с тем, учащиеся часто испытывают трудности в общении на уроке. Прежде всего, это связано с неумением задать вопрос учителю или однокласснику по теме урока, а также с неумением вести разговор на заданную тему, т.е. начать и поддерживать беседу. Диалогическую речь школьников необходимо развивать на каждом уроке. Для этого учитель должен использовать в своей работе различные методы и приёмы диалогического обучения.
Почему именно ДИАЛОГ – способ обучения? Во-первых, потому, что сама речь по своей природе диалогична, а наша задача способствовать её развитию. Ведь развитие речи – это прежде всего развитие мышления. Сама речь влияет на развитие его же сихических процессов: сосредотачивается внимание, возникает ощущение слова, чувств, которые вызывают слова, тренируют память. Во – вторых, в современном обществе меняются приоритеты образования: Выпускник школы должен уметь организовать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. Поэтому, понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог.
Что же необходимо учитывать при построении диалогового урока как «места встречи людей ( наших учеников ), думающих по- разному?
Во – первых, необходимо помнить, что диалог – есть форма общения. Поэтому, если у педагога есть проблемы общения с детьми, если он осознанно и неосознанно воздвигает барьеры в общении, диалоговый урок, увы, не получится.
Мы должны вместе с вами, коллеги, решить, какие факторы блокируют общение, а значит, и диалог на уроке?
К таким факторам относятся следующие:
Итак, первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагога с детьми. Учитель- диалогист хочет и умеет общаться с ребёнком, он восприимчив к чужому мнению, т.е.стремится не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребёнка.
Во-вторых, сам педагог должен владеть технологией организации предметного диалога, в частности побуждающего и подводящего диалога.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ – это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е.помогает сформировать учебную задачу.
В формировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приёмы, как стимулирующие, открытые вопросы, провокации, задания – «ловушки», противоречия, ситуации риска, интеллектуального разрыва. Это главное условие возникновения учебного диалога на уроке, т.к. именно проблемная ситуация является начальным моментом мыслительного процесса».
В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:
УЧИТЕЛЬ – КЛАСС;
УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК;
УЧЕНИК – КЛАСС;
УЧЕНИК – УЧЕНИК.
Самый распространённый вид диалога УЧИТЕЛЬ – КЛАСС требует к себе определённого мастерства от педагога. Желательно, чтобы этот диалог вылился в непринуждённую беседу по вопросам, интересующим не только учителя.
Вопрос – тема побуждает учащихся к самостоятельному поиску новых знаний. Тема может быть сформулирована как интересная загадка, как познавательная проблема. Формулировки должны отражать противоположные точки зрения, побуждающие к спору.
В формировании проблемы помогает такой интересный приём, как задания-ловушки, различающие ориентацию ребёнка на задачу и действие учителя. Такие задания воспитывают привычку доверять себе и не считать всякое учительское слово истиной в последней инстанции.
Например, учитель задает детям вопрос и в работе класса присоединяется к неверному детскому ответу, подкрепляя его своим авторитетом. Или учитель сам предлагает неверный ответ, Детям предоставляется выбор, либо повторить ответ учителя, либо, оспорив его, настоять на своём мнении. Записываем на доске число и проговариваем орфографически: « Пятнадцатое декОбря-проверочное слово « кобра». И выдерживаем паузу.
Наглядным свойством появления проблемной ситуации является «ФЕНОМЕН УДИВЛЕНИЯ». Наличие неожиданного препятствия, казалось бы, в знакомой ситуации вызывает у ребёнка удивление и способствует возникновению вопроса: «Почему так получилось?», « Так не бывает!». А появляется вопрос – значит, ребёнок на пороге мышления. И он не останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Предлагаю проверить безударную гласную в слове « ЗЕМЛ.НИКА», и дети никак не могут прийти к правильному выбору такого слова:
ЗЕМЛЯ, ИЗ ЗЕМЛИ, НА ЗЕМЛЕ. Возникает общеклассная дискуссия.
Возникает вопрос « Как поступить дальше?» Выдвигаем гипотезы:
Несколько слов о подводящем диалоге. В технологии РО разработана определённая логика ПОДВОДЯЩЁГО ДИАЛОГА, характерная для уроков постановки учебной задачи.
Различают 3 этапа: 1-создание «ситуации успеха»;
2-возникновение ситуации « интеллектуального разрыва»;
3-фиксация « разрыва».
Давайте разберем наличие этих этапов на примере. По математике мы начали по нашей программе несколько уроков назад темы « УМНОЖЕНИЕ» и «ДЕЛЕНИЕ».
Показываю детям лакомство – шоколадку. Предлагаю конкретную практическую задачу, опираясь на знания детей.
- Сосчитайте число кусочков в плитке шоколада двумя способами?
5+5+5+5=20 4+4+4+4+4=20
5.4=20 4.5=20
Каждый ученик справляется с заданием. Никто не испытывает затруднения.
В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своим знаниям. ( т. е. « СИТУАЦИЯ УСЕХА»)
2 этап- ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИТУАЦИИ « ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
РАЗРЫВА».
Но мы идём дальше. Нужно ввести новое арифметическое действие- ДЕЛЕНИЕ. Но мы с ним вообще не знакомы! В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха. ( « никто не может» ). Но это положительная эмоция, т.к. нет переживания неуспеха на фоне успеха другого.
3 этап – ФИКСАЦИЯ « РАЗРЫВА»,
На этом этапе дети вместе с учителем должны испытать «дефицит своих способностей». ПОЧЕМУ У НАС ВОЗНИКЛА ТРУДНОСТЬ? ( Да мы не знаем – деления! ) ЧТО ЖЕ МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
- Давайте поделим лакомство!
( между четырьмя детьми поровну ) Как?
Надо 20:4=5 ( достанется по 5 кусочков)
А если детей 5? Сколько кусочков достанется каждому?
20:5=4
Дети сами находили последующие действия решения задачи! И понимают, что УМНОЖЕНИЕ и ДЕЛЕНИЕ – взаимно обратные действия и затем подкрепляем это чтением правила в учебнике.
Почему ситуация постановки учебной задачи является диалоговой?
Потому что ситуации « успеха» и « неуспеха», которые переживали дети, являются всеобщими ( это происходит с каждым); отсюда вывод: « Я сам не могу, и никто не может, даже учитель, давайте попробуем вместе».
Кроме того, данная ситуация принципиально меняет учебные отношения между педагогом и ребёнком. Вместо отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» появляется отношение «спрашивающий ученик – учитель», помогающий сформулировать вопрос и найти на него ответ. Это принципиально важно, потому что ДИАЛОГ может развиваться только от тех вопросов, которые волнуют самого ребёнка.
« Рискующие» учителя поработать таким образом будут приятно удивлены и убедятся в полезности учебного диалога для детей и для себя.
свернутьНачнём с общих рекомендаций. В своей работе важно руководствоваться и классическими (наглядности, научности, систематичности и последовательности, доступности и др.), и новыми (опоры на субъектный опыт учащихся, обратной связи, первичности образовательной продукции учащихся и др.) принципами дидактики, которые обусловлены тем, что современный образовательный процесс осуществляется в новых условиях. Принципы, как известно, являются регулятивами деятельности, нормами, которым необходимо следовать. Они определены на основе эмпирически установленных закономерностей. К примеру, принцип обратной связи следует из того, что, как установлено, осмысление исполненной деятельности, измерение и оценка промежуточных результатов существенно повышают уровень обученности учащихся и их учебно-познавательную мотивацию.
Правила применения дидактических принципов раскрыты, например, в книге А. В. Хуторского [1, с. 70-90].
К числу общих требований и рекомендаций мы относим также нормативную правовую базу организации образовательного процесса, например требования учебной программы, нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся и др.
Нижеизложенные рекомендации сформулированы на основе изучения литературы, опыта успешных учителей, личного многолетнего опыта автора в обучении учащихся физике. В данной статье мы сосредоточим внимание только на некоторых достаточно актуальных проблемах планирования и организации урока.
При подготовке к уроку рассматривайте его как систему.
Урок следует понимать как фрагмент образовательного процесса, это его отрезок, законченный в содержательном, временном и организационном отношениях. Система представляет собой «целое, составленное из частей»; это определённый порядок в расположении частей в целом, обусловленный взаимосвязями между компонентами. Таким образом, под системой принято понимать совокупность взаимодействующих элементов, целостное образование, которое имеет новые свойства по сравнению с каждым составляющим её элементом.
Урок или факультативное занятие можно рассматривать как дидактическую систему, состоящую (по В. П. Симонову) из целевого компонента, содержания, деятельности учителя, учащихся, форм, методов и средств обучения, получаемого образовательного результата. При этом системообразующим компонентом является цель занятия, а все компоненты должны иметь прямые и обратные связи.
Например, на вашем уроке важно обеспечить связь «цель урока — результат», т. е. в конце занятия учитель и учащиеся должны проверять и оценивать, как усвоено то, что обозначено в качестве обучающей цели. Выбирайте методы и средства обучения, которые в наибольшей степени «работают» на цель. Для решения задач воспитания и развития учащихся придумывайте и организуйте на уроках ситуации, в которых эти задачи более или менее успешно решаются, и т. д. Системный подход к подготовке учителя к уроку изложен автором в книге [2, с. 89-108].
При планировании урока следует руководствоваться рекомендациями профессора И. П. Подласого [3]. Он полагает, что первым этапом в этом процессе является изучение и оценка предурочной ситуации — всех обстоятельств, в которых будет проводиться урок. В таком случае план урока будет реальным, а риски возникновения непредвиденных случаев минимизируются.
Тем не менее, поскольку урок может пойти не по плану и, следовательно, возможны различные сценарии развития событий, важно продумать альтернативные варианты хода тех или иных этапов учебного занятия. Соответствующие подходы и рекомендации изложены в материалах Н. А. Масюковой, опубликованных в журнале «Столичное образование сегодня» [3, с. 15-21; 4, с. 18-31].
При проектировании урока важно ориентироваться на предъявляемые к нему требования, сформулированные на основе анализа педагогических теорий, учёта педагогических закономерностей, социального и государственного заказов школе, педагогического опыта. Эффективный урок отличается:
В то же время, как отмечает И. П. Подласый, многие уроки в массовой школе характеризуются низким уровнем продуктивности. Это обусловлено:
Профессор отмечает, что без грамотного, научно обоснованного проектирования учебных занятий тщетно надеяться на повышение качества образования учащихся. Существует множество примеров, когда учителя даже с высоким уровнем мастерства не могли изменить ход плохо спланированного урока. Главное в хорошем уроке — труд учеников. Без него нет результата [5, с. 62].
Выбрать метод обучения учителю поможет поиск ответов на три вопроса:
Организовывайте работу учащихся.
Это обеспечит дисциплину на уроке и его высокую эффективность.
Эффективность урока обусловлена работой учащихся. В массовой практике традиционно применяется объяснительно-иллюстративный метод обучения (роль «главного деятеля» на уроке принадлежит учителю). Тем не менее, при подготовке к уроку продумывайте действия учеников и их результаты на каждом этапе: с каким учебным материалом работать, какие задания выполнять и какие средства при этом использовать. Важно стремиться к тому, чтобы учащиеся следовали всем этапам деятельности: определяли цели, планировали работу, осуществляли деятельность, оценивали её ход и результаты.
Степень самостоятельности учащихся в их учебно-познавательной деятельности зависит от выбранного метода:
Чтобы учащиеся хотели работать на уроке и
готовили домашние задания, опирайтесь на их потребности.
Часто даже опытные педагоги эти потребности игнорируют. Например, многие учащиеся хотят получить признание сверстников. Для этого они стремятся тем или иным способом заявить о себе. Задача учителя — создать для ученика все необходимые условия для того, чтобы он раскрыл одноклассникам свой потенциал. Если же учащемуся не дают шанса это сделать, то он, имея данную потребность, реализовывает её зачастую не в школе и, к сожалению, не всегда в лучшей компании.
Актуальной потребностью детей является желание общаться (для многих школа — это место для общения со сверстниками). Мы рекомендуем создавать на занятиях ситуации общения, взаимодействия в парах, группах. Работая вместе, учащиеся не только овладевают учебным материалом, но и приобретают социальные навыки. Если же эта потребность не удовлетворяется, то, во-первых, школьники стараются удовлетворить её вне школы, в неформальных группах сверстников, социальных сетях в Интернете; во-вторых, потребность в познании не станет для учащихся актуальной.
Мы часто даём ученикам готовые знания, реализуя «информационно-упражненческий» подход, который многие из них не принимают, поскольку не знают и не понимают, зачем им нужно запоминать ту или иную информацию, выполнять однотипные упражнения,
Потребности учащихся в самоутверждении и общении будут удовлетворены только в том случае, если на уроках учитель организует ситуации познавательной напряжённости, неопределённости, ситуации, которые воспринимаются учениками как личностно значимая проблема. Её осознание стимулирует у них желание выдвигать гипотезы, искать способы их проверки.
Таким образом, опираясь на потребности школьников, обеспечивая их актуализацию, педагог создаёт условия для повышения у них интереса к учёбе, возникновения мотивов, а также повышения качества образования; предупреждает нарушение дисциплины. Для учителей, которые осознали ценность и важность потребностей учеников, будет интересна и полезна книга А. К. Маркова «Формирование мотивации учения: книга для учителя» [7].
Включайте обратную связь.
Обратная связь — это воздействие результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на его характер. Если влияние обратной связи усиливает результаты функционирования, то такая обратная связь называется положительной; если ослабляет — отрицательной.
Для школьного урока (и образовательного процесса в целом) обратная связь имеет первостепенное значение, поскольку она:
Существует немало средств обеспечения обратной связи. Среди них:
Особое значение для осуществления обратной связи и повышения эффективности урока имеет диагностичное определение обучающей цели, которое позволит при завершении урока диагностировать степень её достижения. Эта цель может быть оформлена по-разному:
Все эти варианты позволяют учителю и учащимся видеть, на что будет обращено внимание во время оценки результатов урока.
Затем учитель планирует, каким образом цель будет доведена до учащихся, принята или самостоятельно ими определена. В этом случае ученики сами становятся субъектами обратной связи и оценки своих успехов и неудач.
В конце урока учащимся представляется возможность сравнить свои работы (написанный текст, творческое задание, выдвинутую версию и др.) с эталонами или культурно-историческими аналогами.
Занятие может быть завершено рефлексией, в ходе которой школьники оценивают собственную деятельность по заранее выработанным критериям или, например, посредством соотнесения результатов с целью урока, определяют последующие действия по закреплению своих достижений и коррекции недочётов.
Таким образом, урок с хорошо организованной обратной связью (по сути, это технологично организованный урок) существенно отличается от уроков в рамках традиционной модели обучения. Естественно, это требует соответствующей педагогической и методической подготовки учителя.
Важной также является адекватная профессиональная позиция педагога, которая характеризуется следующими правилами:
Уделите внимание проблеме задавания учащимся домашнего задания.
Существует немало причин, по которым следует задавать домашние задания. Укажем две из них, которые, на наш взгляд, имеют наиболее существенное значение:
1) домашние задания необходимы для успешного усвоения школьниками содержания учебных программ. Во-первых, программы столь объёмны, что в рамках урока практически невозможно обеспечить овладение учащимися всеми необходимыми знаниями и умениями. Во-вторых, школьники имеют разную скорость восприятия материала, необходимую для его усвоения. При этом задания должны быть дифференцированными, а домашнее задание — существенным дополнением к уроку;
2) выполнение детьми домашних заданий имеет большое значение для развития у них определённых качеств личности. Умелое педагогическое управление выполнением учениками домашних заданий создаёт предпосылки для воспитания у них самостоятельности и ответственности (они формируются в процессе самостоятельной работы, объём которой на уроке зачастую ограничен). В ходе выполнения домашних заданий ребята учатся правильно планировать и распределять своё время, у них развиваются волевые качества. Ученик учится преодолевать свои соблазны, например компьютерные игры, и трудности, поэтому укрепляет свой характер. В случае успешного завершения работы он испытывает чувство радости, удовлетворения и гордости, развивает свои способности к самооценке и т. д.
Вместе с тем в практике задавания домашних заданий и их выполнения учениками (и контроля за выполнением) существует немало недостатков, которые, вероятно, известны многим учителям. Иногда педагоги задают учащимся дома сделать то, что не успели на уроке. При этом для многих детей такое задание является непосильным. Известно, что школьники далеко не всегда выполняют домашние задания, приучаются обманывать, недобросовестно относиться к своим обязанностям. Существует также проблема контроля и оценки качества выполнения учениками домашнего задания. Учитель, как правило, не может проверить всех на уроке, так как на опрос уходит много времени.
Для более подробного изучения проблемы домашних заданий и выработки собственной соответствующей методики и начинающим, и опытным учителям будет весьма полезна книга X. Древелова «Домашние задания: книга для учителя» [8].
Анализируйте свои уроки.
Поскольку модель – это копия, аналог реального объекта, то модель урока – это системное описание реально существующего урока, который уже проведён педагогом. При моделировании урока его автор выделяет в нём сущностные характеристики, компоненты и связи между ними. Предварительной фазой моделирования является самоанализ (анализ) урока, в процессе которого происходит осмысление взаимосвязи замысла урока, его хода и образовательных результатов.
На основе такого анализа уточняется, корректируется план урока, в результате чего он приобретает характер модели. Модель, с одной стороны, оказывается эмоционально беднее оригинала (проведённого урока), а с другой — представляет собой методический продукт, более качественный, чем первоначальный план, по которому проводился урок. Это связано с тем, что из него исключают неудачные моменты, несущественные связи, не оправдавшие себя методические приёмы и дополняют разработку новыми важными и недостающими деталями.
В процессе анализа урока целесообразно задать себе вопросы, относящиеся ко всем компонентам системы «урок»: к цели и задачам, содержанию, формам, методам и средствам обучения, характеру деятельности учащихся и собственных управляющих действий.
Вопросы могут быть, например, такими:
Таким образом, анализ исполняемой и исполненной деятельности является мощным стимулом и эффективным средством саморазвития педагога. Опыт успешных учителей свидетельствует о том, что они стали такими именно благодаря осмыслению своей практики, анализу уроков и поиску возможностей для самосовершенствования.
Список литературы по теме
Преподавание – это искусство и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться. Всё вокруг меняется: общество, дети, природа и т.д. Классы учащихся с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко, такого практически не бывает. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определённого объёма знаний – это устаревшая концепция в наш век информационных технологий, когда общий объём информации, технологических знаний удваивается в каждые несколько лет. От учителя в современной школе требуется постоянное повышение квалификации. Важно, чтобы педагогический опыт соответствовал новейшим достижениям педагогической науки и практики. Вашему вниманию предлагаю алгоритмический метод проектирования современного урока. Данную алгоритмическую технологию рекомендую применять всем учителям предметникам, она поможет организовать свою деятельность учителям начальных классов и молодым специалистам. Представляю алгоритм эффективной деятельности учителя при проектировании урока, действуя по этой схеме можно спланировать, провести, проанализировать урок и внеклассное мероприятие по предмету.
Рассмотрите внимательно схему слева на право:
Линии обратной связи:
А – Учитель ставит цели, чтобы добиться результата деятельности учащихся. В – Деятельность учителя направлена на ученика. С – Деятельность ученика направлена на учителя. Д – Анализ деятельности учителя (получив результат, сравнивает его с тем, что задумал учитель).
Рассмотрим этапы деятельности учителя при проектировании урока или внеклассного мероприятия.
Вам необходимо выполнить действия в следующих блоках:
б. Цель урока – их не должно быть много, достаточно одной или двух. в. Задачи урока – они помогают раскрыть цели урока, их не должно быть много, но их должно быть достаточно.
г. Далее преподаватель направляет свою деятельность на отбор содержания материала к уроку, определяет методы, средства, формы общения, тип урока, технологии применяемые на занятии для эффективной деятельности. д. Работает линия А (На этом планирование урока заканчивается, дети в процесс ещё не вовлечены.)
С момента начала урока повторяем на определённых его этапах пункты а, б, в, г, д. е. Деятельность учащихся – присутствует в каждом элементе урока. ж. Результат деятельности – учитель, в каждое мгновение урока, контролирует свою деятельность, деятельность учеников. Педагог оценивает, как эта деятельность приближает его и учеников к достижению целей урока. Если деятельность на уроке отклоняется от плана, то учитель имеет право произвести коррекцию плана урока для достижения позитивного результата.з. Работает линия С, Б, Д. (Урок закончен.)
III. Анализ урока
Выполняются все действия от начала алгоритма до его конца с учетом всех стрелок обратной связи. По этой схеме можно произвести различные виды самоанализа урока. (Смотрите листы помощи.)
Листы помощи
Для организации деятельности педагога при подготовке, проведении, анализе урока, предлагаю листы помощи по каждому блоку схемы урока.
Блок А: Цели урока
Блок Б: Задачи
|
|
Блок В: Методы
Блок Г: Средства обучения
Учебники, справочники, энциклопедии, компьютер, электронные учебники, интернет, ТСО, доска, мел, плакаты, музыка и т.п.
Блок Д: Формы общения
Групповые КСО, индивидуальные, коллективные, деятельная, игра и её виды и т.п.
Блок Е: Типы уроков
|
|
|
Блок Ж: Технологии
Блок З: Деятельность ученика ( связана с деятельностью учителя)
|
|
Анализ урока
Краткий анализ – проводиться сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели и задачи к уроку сопоставляет полученный результат прогнозируемым.
Структурный анализ – является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока. Аспектный анализ – осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:
а) цели урока; б) структуры и организации урока; в) содержания урока; г) деятельности учителя на уроке: д) деятельности учащихся на уроке; е) домашнего задания; ж) санитарно-гигиенических условий урока; з) психологического аспекта урока.
Полный анализ – это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.
Схема полного анализа урока:
Оценка умений и навыков учителя при аттестации и определение его квалификационной категории
Уровень обучения в целом должен превышать уровень отдельных требований . Каждый ученик должен в полном объёме услышать изучаемый материал, увидеть в определённом смысле идеальные образцы деятельности учителя. На этом этапе важно, чтобы учитель владел знаниями, умениями, и навыками преподавания своего предмета. Хорошо формулировал цели и ставил задачи, выбирал методы их осуществления, разрабатывал и применял различные, технологии, приёмы и формы работы на уроке. Активная деятельность учителя побуждает к деятельности ученика. Учитель действует по своему внутреннему алгоритму, в этом заключается его собственное творчество.
свернутьГигиенические требования к организации образовательного процесса
Как избежать ошибок в преподавании
Методические рекомендации молодому педагогу и требования к современному уроку
Примерное содержание разделов поурочного плана
Советы молодому учителю по подготовке к уроку
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
свернуть