Формирование информационно-коммуникационной компетентности участников образовательного процесса на I ступени общего среднего образования

Цели и задачи педагогического проекта

развернуть

Сроки реализации:

2017-2021

Консультант педагогического проекта: Мигаленя Ирина Борисовна, методист отдела образования, спорта и туризма Слуцкого райисполкома

Руководитель проекта: Раевская Вероника Васильевна, заместитель директора по учебной работе

Участники проекта:

Дубалеко Татьяна Александровна, учитель начальных классов, руководитель школьного методического объединения

Короткевич Елена Николаевна, учитель начальных классов

Шилович Инна Владимировна, учитель начальных классов

Корзун Людмила Валерьевна, педагог- психолог

Учащиеся начальных классов

Актуальность темы:

Осознание того, что современному обществу нужен предприимчивый, ответственный, коммуникативный, толерантный человек, способный применять знания, информацию в деятельности, работать в команде, помогло определить систему общих взглядов на новое содержание образования и пути перехода на компетентностное обучение. Проблема повышения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания. На наш взгляд, одним из путей решения этого вопроса является внедрение информационно-коммуникационной компетентности как современной педагогической технологии. 

Основным средством избрана информационно-коммуникационная компетентность, так как она в наибольшей степени отвечает современным задачам образования, помогает школьной практике адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни, позволяет не только развивать способности, познавательные потребности, мотивы учащихся, но и предоставляет хорошие возможности для творческой самореализации учителя. Информационно-коммуникационная деятельность способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов. Основоположники деятельностного подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела - компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач. Таким образом, при использовании деятельностных технологий обучения повышается качество образования, а учащиеся приобретают успешности.

Педагогическим коллективом средней школы №10 имени С.Ф.Рубанова г. Слуцка накоплен достаточно богатый опыт использования современных образовательных технологий, как в образовательном процессе, гак и в управленческой деятельности, что позволило педагогическому коллективу достичь высоких результатов. Учителя школы имеют определенный опыт в информационных компьютерных технологиях.

Автором проекта была выдвинута следующая гипотеза: результативность процесса формирования ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов будет более высокой, если:

  • усилить практическую и деятельностную направленность образовательного процесса посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий;
  • определить критерии сформированности ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов;
  • разработать механизм внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство школы.

Цель проекта:

Формирование базовых компетентностей современного человека через информационно-коммуникационную компетентность педагогов и учащихся.

Задачи проекта:

  • изучение литературы и разработка на её основе обоснований деятельности по развитию информационно-коммуникационной компетентности участников образовательного процесса;
  • разработка программного обеспечения педагогического проекта;
  • подбор форм и методов деятельности;
  • приобретение знаний о информационно-коммуникационной компетентности; способах поиска информаций;
  • развитие творческих способностей и инициативности учащихся;
  • осознание педагогами собственного опыта по информационно-коммуникационной компетентности.
свернуть

Основные мероприятия педагогического проекта в 2017/2018 учебном году

развернуть

Инструктивно-методическое совещание по организации проекта в новом учебном году.

  • Университет педагогических знаний «Использование электронных дневников и журналов в учреждении образования» 
  • Семинар «Психологическая культура учителя современной  школы»

Педагог-психолог Людмила Валерьевна Корзун провела семинар «Психологическая культура учителя современной школы».

Участие в педагогическом марафоне «Все начинается с урока».

В рамках педагогического марафона были показаны фрагменты уроков математики с использованием информационно - коммуникационных технологий. Это фрагмент урока во 2 «Б» классе (учитель Инна Владимировна Шилович).

 В 4 «А» классе (учитель Жанна Васильевна Журавлевич).

 В 4 «Б» классе (учитель Алла Михайловна Шилович).

Использование учебно-методического комплекса «Наставник».

Педагоги используют учебно-методический комплекс «Наставник». Организовано объединение по интересам «Инфознайка» для учащихся 2-х классов (руководитель - Елена Николаевна Короткевич). 

Проведение открытых уроков с использованием электронных средств обучения. 

Участие в педагогическом совете «Формирование информационно-коммуникационной компетентности участников образовательного процесса на I ступени общего среднего образования».

В рамках педагогического проекта были рассмотрены следующие вопросы:

-Формирование информационно - коммуникационной компетентности  участников образовательного процесса на I ступени общего среднего образования.

Информация заместителя директора

по учебной работе В.В. Раевской

-Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе при проведении факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, объединений по интересам.

Учитель начальных классов Е.Н.Короткевич

-Развитие познавательной активности учащихся с особенностями психофизического развития через мультимедийные презентации (предмет «Человек и мир»).

Учитель-дефектолог Т.А.Ковалёва

-Организация работы классного руководителя с родителями с использованием информационно-коммуникационных технологий (электронные журнал и дневник).

Учитель начальных классов Н.А.Пахадня

-Современный учитель – активный интернет-пользователь.

Учитель начальных классов И.В.Шилович

 

По  итогам педагогического совета были приняты следующие решения:

  1. Обеспечить работу по укреплению и модернизации материально-технической базы школы в части информатизации образовательного процесса (приобретение компьютерной и оргтехники, расширение локальной сети, открытие дополнительных точек доступа wi-fi и др.).
  2. Продолжить работу по совершенствованию умений и навыков педагогических работников в части владения информационно-коммуникационными технологиями, организовать с этой целью на базе школы постоянно действующий семинар.
  3. Проанализировать периодичность и качество использования учителями-предметниками ЭСО в образовательном процессе и обеспечить регулярное использование имеющихся в школе ПМК при подготовке и проведении учебных занятий, внеклассных и других мероприятий.
  4. Рассмотреть на заседании методического объединения классных руководителей эффективность работы классного руководителя с родителями с использованием информационно-коммуникационных технологий, сервисов «Электронный журнал» и «Электронный дневник».
  5. Систематизировать имеющиеся материалы для создания медиатеки по учебным предметам на I ступени общего среднего образования.
  6. Подключить с 2018/2019 года все классы к Единой платформе электронных сервисов для образования «Знай-бай».
  7. Обобщить опыт работы в части использования информационно-коммуникационных технологий учителей начальной школы Короткевич Е.Н. и Шилович И. В.
свернуть

Основные мероприятия педагогического проекта в 2018/2019 учебном году

развернуть
  1. Заседание творческой группы по реализации данного продукта в рамках педагогического проекта и  утвержден план мероприятий на год.
  2. Круглый стол "ИКТ в работе с родителями", в рамках которого были разработаны анкеты для родителей, памятки и т.д
  3. Семинар-практикум «Учитель – активный интернет-пользователь». Ещё в рамках первого года реализации проекта Шилович И.В. предложила ряд мероприятий для использования педагогами в работе при использовании ИКТ. В рамках семинара состоялось знакомство с новыми формами и методами работы.
  4. В ноябре педагогом–психологом была проведена групповая консультацияс целью выявления и коррекции проблем, которые появились в работе с родителями.
  5. Семинар – практикум«Оказание методической помощи педагогам школы по подготовке уроков с использованием ИКТ» (декабрь).

Руководитель МО начальных классов Дубалеко Т.А. совместно с педагогами разработали несколько шаблонов-уроков с использованием ИКТ.

  1. Открытые уроки с использованием ИКТ в рамках Недели белорусского языка и литературы.
  2. Использование учебно-методический комплекса «Наставник» при проведении стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий.
  3. Занятия объединения по интересам «Инфознайка» с учащимися 3 класса с  использованием учебной программы  «Развивающая информатика».
  4. Занятия объединения по интересам «Компьютерный мир» с учащимися 2 класса.
  5. Использование на уроках программы «LearningApps.org», которая является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.
  6. Открытые уроки и факультативные занятия с использованием ИКТ.
  7. Совещание «Эффективность педагогического проекта в 2018/2019 учебном году».

(Приложения)

свернуть