Свод правил учителя

  • Любите, уважайте и принимайте детей такими, какие они есть, и они ответят вам взаимностью.
  • Не жалейте добрых слов и высоких отметок, если видите, что ребёнок прилагает к учёбе все свои силы, либо пытается их приложить.
  • Неси в класс бодрость, оптимизм, улыбку.
  • Умейте требовать и прощать, умейте видеть и не замечать. Умейте снисходить к ребёнку, понимать детство, прощайте детские слабости.
  • Ставя отметку, постарайтесь вспомнить, какие отношения у ученика в семье. Что ждёт ученика из-за этой отметки – быть может, жестокое наказание?
  • Учитесь создавать ситуацию успеха.
  • Не приучай ученика к двойкам – это лазейка для лени.
  • Не требуй от детей того, что они, как вы знаете, точно не выполнят.
  • Не жалуйся на своих учеников ни администрации, ни родителям, никому. Во что бы то ни стало, справляйтесь сами. Что угодно, только не жалуйтесь – дети этого не прощают.
  • Дайте каждому ученику возможность компенсировать его неудачу. Дайте ему шанс исправиться. А потом – последний шанс.
  • Ошибки и плохие отметки ученика не должны влиять на ваше отношение к нему. Человеческие качества не укладываются в десятибалльную систему оценок.
  • Когда вы сердитесь на ученика, ни при каких обстоятельствах не затрагивайте родителей. «Тебя так родители воспитали» - запретная фраза.
  • В классе не должно быть ничего поломанного. Поломанная вещь вызывает у детей безотчётную агрессию, они начинают всё ломать и крушить.
  • Не ищите особого педагогического подхода к детям. Ко всем людям должен быть только один подход: человеческий.
  • Никогда не говорите детям «бессовестный», «где твоя совесть». Наоборот, внушайте ребёнку, что у него есть совесть, только её он должен слушать.
  • Не злитесь, учитель! Дети злят, иногда злят нарочно, им в радость довести вас до  крика. Не поддавайтесь! Дети сегодня возбуждены  и мешают вам вести урок? Лучше не выполнить план урока, чем злиться и кричать.
  • Прежде чем войти в класс, взгляните, если есть возможность, в зеркало – как вы сегодня выглядите? Постарайтесь понравиться себе – тогда вы понравитесь и детям.
  • Обратите внимание на то, сколько замечаний вы сделали за урок. И постарайтесь сократить это дурное число.
  • Помните, что мимолётные замечания – самое неэффективное педагогическое средство. В ответ на них ученик может только огрызнуться. Зачем вам это надо?
  • Главное – не оскорбляйте! Как огня бойтесь оскорбить ученика нечаянным словом. Ведите себя так, будто каждый ученик может вызвать вас за оскорбление на дуэль и застрелить.
  • Ваш главный контролёр не администрация, а дети вашего класса. Первым вопросом учителя должно быть: а хорошо ли детям? Как они себя чувствуют? Охотно ли идут на свидание с вами?
  • В древности говорили: «Следи за своими врагами, ибо они первыми замечают твои ошибки». Вы чувствуете, что кто-то в классе относиться к вам с неприязнью? Постарайтесь понять, что вы делаете не так.
  • Прежде чем обвинить ученика, подумайте в состоянии ли вы ему помочь? Учёные люди говорят, это право на осуждение имеет тот, кто готов прийти на помощь.
  • У каждого из нас много тревог. Мы приходим в класс из суматошного мира… Но постарайтесь оставить тревоги за порогом класса.
  • Добро умнее зла. Не бойтесь быть добрым.
  • Не ждите от детей благодарности, никогда не говорите им: «Я для вас стараюсь, а вы…». Дети не всегда оценят ваши старания, но каждый ваш промах они заметят сразу.
  • Когда вы просите дерзкого ученика покинуть класс, он мысленно празднует очередную победу над вами.
  • Когда с удовольствием учатся?

Когда с удовольствием учат!

  • Вы рассердились на класс? Бывает. Теперь подумайте, пожалуйста, как быстрее и с честью выйти из конфликта. Сердитый учитель не так уж и страшно. Был бы он отходчивым.
  • Если ученик не пришёл на урок, не делайте насмешливых замечаний в его адрес. Не браните класс за плохую посещаемость – те, кто пришли, те пришли – за что же их бранить?
  • У одного писателя-прозаика в рабочем кабинете висит маленький плакат: «Чтобы написать, надо писать». А в школе? Чтобы научить, надо учить на каждом уроке.
  • Хвалите в первую очередь слабых учеников. Поощряйте их самую незначительную удачу. Не бойтесь завысить им отметку. Главное – чтобы каждый ребёнок узнал вкус успеха.
  • Обращайтесь к родителям учеников только в крайних случаях. И даже самый неприятный разговор лучше начать с похвалы ребёнку и слов: «Ничего страшного не случилось, но…».
  • Никогда не спрашивайте у детей об их родителях при всём классе. Вы нечаянно можете коснуться семейной драмы.
  • Берегите настроение детей, не начинайте четверть плохими отметками, публичными выговорами и замечаниями. Дайте каждому ребёнку шанс приступить к занятиям с чистого листа.
  • На уроке постарайтесь обращаться к детям по имени. Это сложно, но осуществимо. И даже если вы рассержены, не называйте тех, кто провинился, по фамилии: всё-таки школа не армия.
  • У некоторых учителей есть привычка долго водить рукой по журналу, выбирая, кого спросить. Детские сердца в это время сжимаются. Выбирайте сегодняшних жертв заранее…
  • Дети многое прощают – кроме скуки. Постарайтесь избегать на своих уроках однообразия и монотонности.
  • Насилием ничему нельзя научить ребёнка, можно только научить его насилию.
  • Учитель! Запрет – чаще всего признак твоей слабости, а не силы.
  • Первый урок – эмоциональный камертон всего учебного дня и для вас, и для учеников. Постарайтесь сделать его добрым и увлекательным. А начало урока – это камертон всего урока…
  • В вашем классе трудные дети. Идите в семью – встречайтесь, разговаривайте с родителями. Они тоже трудные и ждут от вас помощи и участия.
  • Добрый учитель – это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен сделать детям зло.
  • Не требуйте от учащихся немедленного повиновения.
  • Не вымогайте от учащихся обещаний.
Ещё в этом разделе