Условия приема в УО

В учреждение образования принимаются:

- дети, проживающие в закреплённом за учреждением образования микрорайоне; детям, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приёме в учреждение образования по причине отсутствия свободных мест или по педагогическим противопоказаниям;
развернуть

 - в 1 класс учреждения образования принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет; по желанию одного из законных представителей ребёнка допускается приём в 1 класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года;

- учреждение образования не вправе препятствовать переводу (переходу) ученика в другое учреждение образования, если на это имеется согласие последнего.

свернуть

Набор детей в 1-е классы

развернуть

Заявления о приёме ребёнка в школу от имени одного из родителей принимаются с 12 июня по 15 августа в приёмной директора школы (II этаж, кабинет №230). При наличии свободных мест заявления могут быть поданы до 28 августа.

Посмотреть график приёма заявлений в 2022 году ...

Необходимые документы: паспорт одного из родителей, копия свидетельства о рождении ребёнка, медицинская карта ребёнка (после прохождения медкомиссии).

Адрес школы: ул. Уласовца, 2 (напротив детской поликлиники, около рынка)

Справки по тел.: 5-41-86

 

Заявления от родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне школы, принимаются руководителем школы во время приема граждан.

Приём документов от родителей (законных представителей) детей для зачисления в 1 класс школы на свободные места осуществляется в порядке очерёдности подачи заявлений.



Список школьных принадлежностей

для первоклассников

Тетради в косую линейку и крупную клетку – по 3 шт.

Обложки для тетрадей и учебников

Папка для тетрадей (универсальная)

Пенал

Ручка шариковая (с пастой синего/фиолетового цвета) – 2-3 шт.

Карандаш простой – 2-3 шт.

Карандаши цветные

Ластик

Точилка (с емкостью для стружек)

Линейка (20 см)

Альбом для рисования

Краски акварельные/гуашь

Баночка для воды – 1 шт.

Кисточки для рисования и клея

Картон цветной – 1 набор

Бумага цветная – 1 набор

Ножницы (с закругленными концами)

Клей ПВА, клей–карандаш – по 1 шт.

Пластилин, доска для лепки из пластилина

Закладки для учебников/книг

Для уроков физической культуры и здоровья

в зале: х/б футболка, трикотажные шорты, носочки, спортивные тапочки;

на улице:спортивный костюм, носочки, спортивная обувь (кроссовки/кеды) на резиновой подошве.

свернуть

Можно ли остаться в детском саду ребенку, которому 1 сентября исполняется 6 лет?

развернуть

В соответствии со статьей 144 Кодекса Республики Беларусь об образовании срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников. 

Таким образом, ребенок, достигший возраста 6 лет, имеет право продолжить получение дошкольного образования в том учреждении дошкольного образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), воспитанником которого он является. 

свернуть

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

развернуть

Прежде всего, обучение в школе - это достаточно тяжелая в умственном и физическом плане работа. Поэтому ребенок должен быть физически к ней готов. Наличие острых и хронических заболеваний не означает невозможность обучения, но требует обязательной консультации у медиков.

Вторую группу признаков готовности к школьному обучению составляют признаки социальной готовности. Если ваш ребенок активно играет со сверстниками, живо интересуется всем происходящим, любит задавать вопросы, значит, его социальное развитие благоприятно для начала школьных занятий. Чрезмерная робость, боязливость, застенчивость в общении с посторонними людьми, безразличие к самому себе могут на первых порах усложнить процесс адаптации (привыкания) к школе, но опять-таки не означают невозможность обучения. Таким детям лишь требуются более внимательное и заботливое отношение со стороны родителей и учителей и грамотное руководство их деятельностью.

Очень важным моментом является и интеллектуальная готовность ребенка к школе. Количество знаний и умение справляться с различными заданиями на смекалку и сообразительность, умение читать, конечно, являются показателем готовности вашего ребенка к обучению. Но здесь необходимо учитывать следующие психологические моменты.

С 2000 года все начальное образование перешло на обучение по четырехлетней программе. Это сделано для того, чтобы разгрузить первоклассников, сохранить их здоровье. Ваш ребенок вместе с остальными детьми будет учиться делать то, что он уже умеет. Довольно часто бывает, что на этом первоначальном этапе обучения дети, уже владеющие этими навыками, теряют интерес к учебе ("я и так все это знаю") и останавливаются в развитии. Учебной деятельности, как таковой, в этот момент у него не происходит, ребенку откровенно скучно. Когда запас знаний, полученных до школы, будет исчерпан, могут возникнуть проблемы с учебой: интерес потерян, появляются первые признаки неуспеха и возникает необходимость напряженно трудиться.

Обычно только к 7 годам у ребенка появляется потребность сменить игровую деятельность на учебную, так как игра перестает быть для него лучшим источником развития. Но среди первоклассников встречаются дети, которые не наигрались. Примерно 15% учащихся первых классов, по результатам опросов, ходят в школу, потому что там есть с кем поиграть на переменах.

В дошкольном возрасте существует прекрасная возможность развития у ребенка психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления. Подмена развития обучением (что наблюдается в некоторых детских садах) как раз и может спровоцировать все вышеизложенные негативные моменты.

В книжных магазинах сейчас можно найти довольно много литературы для родителей по развитию у детей памяти, логического мышления, внимания. Детям обычно очень нравятся эти упражнения, они охотно будут отыскивать зверей, спрятавшихся на картинке, искать выход из запутанного лабиринта, придумывать слова на предложенные буквы и т.п. Это гораздо более полезно для психики ребенка летом перед первым классом, чем сидеть и учиться писать буквы и цифры, тем более если у него нет сейчас такого желания, а занятия с ним обусловлены только тревогой родителей за его будущие школьные успехи. Важно не отбить интерес к учебе еще до школы, не вызвать отвращение к познавательной деятельности, чтобы будущая учеба стала не только трудом, но и радостью.

 

свернуть

Физические и психологические особенности  детей 6-7 лет

развернуть

Здоровье детей этого возраста при оптимально благоприятном образе жизни становиться более крепким, организм легче справляется со сменами климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (лёгкие сквозняки, прохладный воздух, вода и т.д.).

В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармоничности физического развития и здоровьем, трудоспособностью и функциональным состоянием организма. У детей, имеющих отклонения в физическом развитии более высокая заболеваемость, они, как правило, более неорганизованны, внимание у них неустойчиво и непродолжительно, для них характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем за недисциплинированность.

Возрастает физическая и умственная работоспособность детского организма. Происходят изменения в органах внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связывается характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.

В этот период происходят и глубокие психические изменения. Связаны они не только с якобы функциональной перестройкой организма, но и его взрослением.

 Шестилетний возраст – это период, когда формируется психологическая готовность к обучению в школе.

Большое место в жизни детей занимают игры с правилами (подвижные, дидактические, игры-драматизации). Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы дети часто включаются в экспериментирование и опытничество.

Важную роль в психическом развитии ваших детей играет общение и прежде всего с взрослыми. Всё большее место и значение приобретает структура самопознания. Развивается осознание своего социального «Я». Ребёнок становиться более чувствительным к системе межличностных отношений, возникающих как в семье, так и в детском саду, всё чаще и всевозрастающим интересом сравнивает себя со сверстниками: он уже может деференцировать личностные качества других и самого себя, и дать им оценку.

Развивается волевая структура-сфера. Формируются основные элементы волевого действия: ребёнок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилие для преодоления трудностей.

К шести годам формируется:

  • более высокая познавательная деятельность;
  • усвоена система общественных выработанных сенсорных эталонов;
  • доступно внимание общих связей, принципов, закономерностей, лежащих в основе научных знаний (знание взаимодействия организма и среды), зависимости между формой предмета и его функцией, потребностями и поведением;
  • ребёнок обладает большим объёмом как стабильных знаний об окружающем мире и о себе, так и знаниями гипопатическими, проявляющимися в догадках, предположениях, вопросах;
  • достижение высокого уровня общения;
  • достижение высокого уровня образного мышления;
  • усвоение знакомой функции, знаковой функции (знакомых систем – овладение счётными операциями, переход к оперированию числом и знаком и т.п.);
  • овладевает собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память.

Важным новообразованием старшего возраста является и возникновение произвольного внимания существенно влияющего на познавательную, эмоциональную, волевую сферы ребёнка.

Вступив в новую возрастную ступеньку, они утрачивают непосредственность и ситуативность поведения, преобладают способность действовать не ситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией школьника формируется произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

свернуть

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК

развернуть

При поступлении в первый класс ребенок должен знать:
• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
• знать правила поведения в общественных местах и на улице.


В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
— уметь чётко произносить все звуки речи;
— уметь интонационно выделять звук в словах;
— уметь выделять заданный звук в потоке речи;
— уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце);
— уметь произносить слова по слогам;
— уметь составлять предложения из 3-5 слов;
— уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
— уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
— уметь составлять рассказ по картинке (например, «В лесу», «На детской площадке», «За ягодами» и т. д.)
— уметь составлять несколько предложений о предмете;
— различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
— уметь наизусть читать любимые стихотворения;
— уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:
— он должен знать цифры от 0 до 9;
— уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
— уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
— знать знаки +, — , =, ;
— уметь сравнивать числа первого десятка (например, 74, 6=6)
— уметь соотносить цифру и число предметов;
— уметь сравнивать две группы предметов;
— уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;
— знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
— уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;
— уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
— уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
— уметь различать диких и домашних животных ( медведь, белка, корова, заяц, коза);
— уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
— иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
— знать названия 1-3 комнатных растений;
— знать названия 12 месяцев года;
— знать названия всех дней недели.
 

Желаем, чтобы ваш первоклассник с радостью отправился в школу в День знаний 1 сентября, и успешно и с удовольствием учился.

свернуть

Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс ...

развернуть

 

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

 Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 12 июня по 28 августа подают следующие документы:

 - заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;

- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;

- свидетельство о рождении ребенка.

 Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

 Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

 Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

 Не обязательно.

 Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?

 Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.

Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.

 Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.

 В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.

 Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

 Продолжительность учебной недели – 5 дней.

 С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

 Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

 - уроки проводятся только в первую смену;

-для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;

- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;

- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;

 - в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;

 - продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;

- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут.

- домашние задания учащимся не задаются.

 Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

 В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

 В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

 Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

 Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

 Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

 Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

 Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

 Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

 И, наконец, в каждом классеесть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

 Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей.Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

 Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

 Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

 В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

 Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

 Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

 Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

 Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги.  Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

 Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

 Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.

 Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.

Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

 При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

 Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?

 Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. Учебно-методический комплекс для первого класса включает: учебное пособие «Солнышко-Сонейка», учебник «Букварь», тетради на печатной основе – «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо», учебник «Математика» в двух частях, учебник «Человек и мир».

 Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.

Первокласснику необходимы:

 - школьный ранец, портфель или рюкзак

- набор цветных ручек

- фломастеры и карандаши

- ластик

- точилка

- обложки для тетрадей и книг

- пенал

- линейка

- краски (акварельные или гуашь)

- альбом для рисования

- набор кисточек.

Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

 Вопрос 13. На чем остановить выбор: на школе, о которой «ходит» хорошая слава, или же искать хорошего учителя?

 Пожалуй, это самый важный вопрос. Поскольку эти ответы будут читать в основном учителя начальных классов, чтобы использовать их для ответов родителям первоклассников на родительских собраниях, то обращаемся к ним. 

Советы родителям: 

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

 Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

 С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

 Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово - «первый раз в первый класс»!

Материалы с сайта Министерства образования Республики Беларусь.

свернуть

Трудности адаптации первоклассников к школе

развернуть

Первый год обучения ребенка в школе – самый трудный, но и в его рамках можно выделить различные по сложности периоды. Педагоги должны знать характеристики этих периодов и в соответствии с ними выстраивать образовательный процесс в первых классах. 

По мнению учителей, для первоклассников наиболее сложный этап адаптации к обучению – начальный, а через неделю-две ребенок "уже должен приспособиться", привыкнуть к школе.

Однако начало обучения – это не только новые контакты, отношения, обязанности, новый статус ученика, но и принципиально новые условия деятельности, большие физические (и прежде всего статические), эмоциональные и умственные нагрузки. И чтобы освоиться в школе по-настоящему, ребенку необходимы не неделя, не две. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

 Особенности социально-психологической адаптации детей к школе

 Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4–6, а у ослабленных – до 8 недель (с 1 сентября по 15 октября). Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются – ребенок становится учеником.

 Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

  • формирование адекватного поведения;
  • установление контактов с обучающимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятель­ности.

 Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями:отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей, нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями психоневрологической сферы, и у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях. Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.

Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате – "жертвуют" качеством любой работы.

Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, – это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.

 Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя

 Многие первоклассники не только не осознают специфическую позицию учителя, но и свое положение ученика. Им трудно понять условность отношений педагога и школьника, ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: "Я не хочу здесь учиться, мне с вами не интересно". Отстоять свое "Я" педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуются терпение и доброжелательность. Можно "серьезно, по-взрослому" объяснить правила поведения или посетовать на огорчение, которое ребенок доставляет своим поведением, но обязательное правило – делать это наедине, не ставить ребенка в неловкое положение и перед взрослыми, и перед сверстниками, требуя немедленного "больше не буду".

Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома: их общение с "чужими" взрослыми, скорее всего, было ограничено, а мама и бабушка были чересчур снисходительны. В школе такие дети тоже пытаются капризничать, настаивать на своем, а когда встречают отпор (пусть самый доброжелательный и корректный), то чаще всего отказываются учиться вообще. Они могут в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будут жаловаться – "учительница не любит". К сожалению, такие жалобы приводят к осуждению действий учителя и серьезным конфликтам.

Требуются большое терпение и такт, т. к. ребенок должен научиться новым для него вариантам взаимодействия, и необходимо длительное время, чтобы малыш понял, что он не "лучше всех", что его умения или большие знания о чем-то – не повод для пренебрежительного отношения к одноклассникам, что учитель должен обращать внимание не только на него и т. п.

Нужно постараться не только объяснить, но и показать ребенку, что "Маша пока не умеет писать, но она хорошо танцует", "Коля плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных" и т. д.

Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя, ведь дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего глазами учителя. Отношение учителя к ребенку определяет и отношение к нему его одноклассников.

Важность отсутствия отметок в период адаптации детей к школе

 На начальном этапе обучения учитель не должен использовать отметки для оценки успехов ребенка, его знаний и поведения. Плохие отметки могут стать психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребенка к школе. Но на практике учителю трудно отказаться от этого наглядного способа оценки, поэтому вместо традиционной отметки используются рисунки, флажки, звездочки и другие символы, дифференцирующие успехи так же, как пятерки, четверки и тройки.

Официальное отсутствие отметки не исключает зависимости ребенка от любого такого знака, фактически оценивающего его деятельность, приносящего ему радость или огорчение. Поэтому ситуация тревожности, непосредственно связанная с отметкой, все равно сохраняется.

Не исключено, что учитель не вкладывал негативный смысл в штампик "зеленая лягушка", но дети очень чутко реагируют на отношение учителя и сравнивают себя с одноклассниками. Возможно, что сам себя ребенок оценил строже, чем учитель, но это только подчеркивает, как важно объяснить ребенку, почему он получил именно такую оценку. Кроме того, с первых дней обучения ученик понимает зависимость своего положения в классе от отметки, превращает ее в предмет стремления и желания. Но часто объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье, плохая моторика, дефекты речевого развития) не позволяют достигнуть желаемого результата. Это травмирует психику ребенка, порождает комплекс неполноценности.

Поэтому, оценивая успехи, не надо сравнивать ребенка с другими детьми, подчеркивать, что кто-то выполняет задание лучше, особенно если видно, что учащийся прилагает много усилий. В этих ситуациях необходимо подбодрить ребенка, не скупясь на похвалу.

 Отношение учителей к "непослушанию" детей в период адаптации

 Непослушание как трудность обучения отмечают многие учителя начальных классов. Конечно, и в школе, и дома любят детей спокойных, не доставляющих хлопот. Воспитание послушания, а вернее беспрекословного подчинения, особенно активно начинается с первых дней обучения в школе.

"Послушный – хороший, непослушный – плохой" – вот достаточно жесткие критерии педагогической оценки. Конечно, школа может определять правила поведения детей, но важно не пренебрегать при этом их интересами. Нельзя считать беспрекословное подчинение непременным условиемле некоторая возбудимость, повышенное двигательное беспокойство и другие проявления эмоциональной неустойчивости – явления вполне объяснимые. Кроме того, у детей 6–7 лет недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности и им сложно "властвовать собой".

 Особенности физиологической адаптации детей к школе

 Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на три основных периода:

  • ориентировочный, когда в ответ на комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, практически все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта "физиологическая буря" длится 2–3 недели;
  • неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит оптимальные или близкие к оптимальным варианты реакций на эти воздействия;
  • период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. При этом не важно, какая это нагрузка: умственная, статическая (которую испытывает организм при вынужденной сидячей позе) или психологическая (общение в большом и разнородном коллективе).

Драматизирование школьных неудач, чрезмерные требования и моральное давление, как правило, оборачиваются неуравновешенностью ребенка, страхом несостоятельности, тревожным предчувствием новых неудач. Все это осложняет и без того непростую адаптацию ребенка к школе.

Продолжительность всех трех периодов адаптации – 5–6 недель, период относительно устойчивого приспособления длится до 10–15 октября, а наиболее сложными являются 1–4-я недели обучения (первый и второй периоды).

Чем же характеризуются эти первые недели обучения? Прежде всего, низкой и неустойчивой работоспособностью, очень высоким уровнем напряжения всех систем организма. Если не компенсировать нагрузки отдыхом – последует утомление, переутомление и даже срыв здоровья.

На протяжении периода адаптации состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются.

 Факторы, определяющие успешность адаптации детей к школе

 Готовность ребенка к началу систематического обучения. Развитие отдельных органов и систем организма ребенка должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением, т. к. дети, функционально не готовые к обучению, имеют более низкий уровень работоспособности. У трети "неготовых" детей уже в начале года отмечаются: неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно-сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а значит, еще больше отстают от сверстников.

 Основные причины нарушения (срыва) адаптации:

  • неадекватность требований педагога;
  • стресс ограничения времени;
  • перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
  • несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;
  • нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;
  • нарушения психического и физического здоровья;
  • психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.

 Возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего, организации и произвольной регуляции деятельности). Вот почему многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5–7 лет.

Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.

Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – те факторы, которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно "неготовых" и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.

Также необходимо, чтобы педагог знал и учитывал в своей работе функциональные особенности организма школьника на протяжении каждого урока, учебного дня, недели и учебного года, выстраивая образовательный процесс так, чтобы можно было варьировать интенсивность нагрузки и наиболее сложный материал давать в период, когда у детей больше сил.

Выделим этапы социально-психологической и физиологической адаптации и основные проблемы в поведении и деятельности детей (таблица).

Этапы и проявления социально-психологической и физиологической адаптации

Вид адаптации

Этапы адаптации

Основные проблемы в поведении и деятельности ребенка

Социально-психологическая адаптация

1-я группа – 1–2 месяца
(56% первоклассников)

Трудности выполнения правил поведения, сложности в контактах со сверстниками и с педагогом, неадекватная оценка ситуации, трудности организации учебной деятельности, снижение учебной мотивации, повышенная тревожность

2-я группа – 3–4 месяца (30%)

3-я группа – не адаптируются (14%)

Физиологическая адаптация

Этап 1 – "физиологическая буря" – 2–3 недели

Низкий уровень работоспособности, неустойчивость работоспособности, высокое функциональное напряжение, повышенная утомляемость, сложность концентрации внимания, низкий произвольный контроль деятельности, сложности в реализации познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и т. п.), обострение хронических заболеваний, снижение сопротивляемости организма, появление неврозо­подобных расстройств

Этап 2 – неустойчивое приспособление – 2–3 недели

Этап 3 – относительно устойчивое приспособление (адаптация) –

1–2 недели

 

Эти проблемы у некоторых детей с трудностями адаптации могут отмечаться с первых дней обучения, у других могут проявиться позже, а у час­ти детей – на самом сложном этапе – в середине третьей четверти (в феврале).

Следующим этапом нарастающего утомления и сниженной работоспособности является конец второй четверти – примерно с 20 декабря. Многие дети, даже не имевшие серьезных школьных проблем в начале года, перестают справляться с заданиями, которые раньше для них не представляли труда, становятся рассеянными, невнимательными. Родители жалуются, что ребенок нервничает, капризничает, долго не засыпает, тревожно спит. Все это свидетельствует о нарушении нервно-психического здоровья детей.

Еще один непростой период в течение первого учебного года – середина третьей четверти. В это время также обостряются все школьные трудности. Не случайно в феврале для первоклассников организуются дополнительные каникулы. В этот период учебного года необходимо снизить учебную нагрузку, не давать новый и сложный материал, а "остановиться и оглянуться", увидеть те пробелы в знаниях, которые необходимо восполнить. Спокойный режим и щадящие нагрузки помогают преодолеть этот сложный период.

Причины и проявления дезадаптации первоклассников

 Выделим причины и проявления дезадаптации (нарушения или срывы адаптации).

Можно подразумевать под дезадаптацией только выраженные проблемы, не позволяющие ребенку учиться. Но мы склонны считать дезадаптацией возникновение любых трудностей (ухудшение физического и психического здоровья, проблемы социально-психологической адаптации, трудности обучения письму, чтению, счету и т. п.), поскольку адаптация – системный процесс, и одна проблема обычно влечет за собой новые. Порой они незаметны или просто учителя и родители не умеют их видеть.

Несформированность зрительно-моторных координаций может проявиться в виде трудностей обучения письму, особенно если используется метод механического копирования. Первый этап обучения может пройти относительно спокойно, а проблемы появятся во втором полугодии, когда нужно будет списывать текст (задание) из учебника, как правило, написанного печатным шрифтом, что требует "перекодировки" в письменный (курсивный) шрифт, увеличится интенсивность работы, трудности станут явными.

Наиболее типичные проявления дезадаптации:

1. Неврозоподобные расстройства:

  • нарушение сна;
  • нарушение аппетита;
  • неадекватные реакции;
  • жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
  • страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т. п.);
  • нарушение темпа речи (запинки).

2. Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний и т. п.).

3. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.).

4. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).

5. Снижение учебной мотивации.

6. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.

Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и воспитателей может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.

свернуть

Вечная детская мудрость

развернуть

Прислушайтесь к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, чем указать мне путь. Глаза умнее слуха — поймут все без труда. Слова порой запутаны, пример же — никогда. Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ. И если все мне рассказать, я выучу урок. Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток. Должно быть можно верить и умным словесам. Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет. Зато пойму как ты живешь: по правде или нет»

свернуть