Выстраивание эффективной системы работы с одарёнными и мотивированными учащимися по математике

Цели и задачи педагогического проекта

развернуть

Сроки реализации проекта:

2019-2021 

Цель проекта:

Создание  системы деятельности педагогического коллектива с  одаренными учащимися, которая включает следующие этапы:  выявление одаренных детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию

Задачи проекта:

  • Использовать современные научные методики  и  технологии  выявления одаренных и мотивированных учащихся в области математики;
  • Создать условия для поддержки  одаренных  детей и развития  их одарённости, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • Формировать у учащихся устойчивый интерес к математике;
  • Формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах обучения и воспитания одарённого ребёнка;
  • Расширить возможности для участия одарённых и мотивированных учащихся в конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня;
  • Доказать эффективность данной системы в работе с одаренными и мотивированными учащимися.

Участники проекта:

Шилович Александр Николаевич - директор;

Карпович Ольга Владимировна - заместитель директора по учебной работе;

Шикуло Жанна Владимировна - учитель математики;

Парфенова Наталья Ивановна - учитель математики;

Корзун Людмила Валерьевна – педагог-психолог.

Актуальность темы:

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. (приложение № 1)

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Знание признаков способностей и одаренности позволяет определить принципы и методы выявления одаренных детей.Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.    Раньше других обнаруживается художественная одарённость. В области науки быстрее всего проявляется математическая одарённость. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребёнка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления не являются достаточным залогом будущего таланта.

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми  являются личностно-ориентированные технологииобучения.

Педагогическим коллективом средней школы №10 имени С.Ф.Рубанова г. Слуцка накоплен достаточно богатый опыт работы с одаренными учащимися.

Авторами проекта была выдвинута следующая гипотеза: результативность работы с одаренными и мотивированными учащимися будет более высокой, если:

- создана нормативная и учебно – материальная база для организации работы с одарёнными детьми;  - проведена диагностика одарённости; - разработана программа работы с одарёнными детьми; - разработано методическое обеспечение; - созданы условия для психолого – педагогической подготовки учителей и родителей.

Ожидаемые результаты:

  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации;
  • совершенствование форм работы с одаренными и мотивированными учащимися;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад;
  • активизация участия родителей в работе с одаренными детьми;
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы с одаренными и мотивированными детьми.
свернуть

Информация о основных запланированных мероприятиях по реализации педагогического проекта

развернуть

Дата

Мероприятие /Тема

Ответственный

сентябрь

Круглый стол с учителями начальных классов « Выявление одаренных и мотивированных учащихся по математике»

Шикуло Ж.В., учитель математики

Учителя начальных классов, учителя-предметники

сентябрь

Диагностика по выявлению одаренных и мотивированных учащихся по математике

Маголина О.Н., педагог-психолог

октябрь

Проведение заочной олимпиады по математике среди учащихся 5-х классов

Шикуло Ж.В., учитель математики

Шастовец Е.А., учитель математики

ноябрь

Участие одаренных и мотивированных учащихся во втором этапе республиканской олимпиады по математике

Шикуло Ж.В., учитель математики

в течение года

Тренинги и индивидуально-групповые консультации для участников проекта по коррекции выявленных проблем

Маголина О.Н., педагог-психолог

март

Участие одаренных и мотивированных учащихся в Международном математическом конкурсе «Кенгуру»

Шикуло Ж.В., учитель математики

март

Участие одаренных и мотивированных учащихся в районной олимпиаде по математике

Шикуло Ж.В., учитель математики

апрель

Привлечение одаренных и мотивированных учащихся к участию в дистанционной олимпиаде по математике

Шикуло Ж.В., учитель математики

май

Заседание методического совета «Эффективность деятельности педагогического проекта»

Карпович Ольга Владимировна, заместитель директора по учебной работе

Шикуло Ж.В., учитель математики

свернуть