Устав школы

УТВЕРЖДЕНО

Решение

Слуцкого районного

исполнительного комитета  

12.08.2011 № 1826

(в редакции решения

Слуцкого районного

исполнительного комитета  

___________№_______)

 

 

Устав

Государственного учреждения образования

«Средняя  школа № 10 имени С.Ф. Рубанова

 г. Слуцка»

(новая редакция)

 

 

 

Статут

Дзяржаўнай установы адукацыі

"Сярэдняя школа № 10 імя С.Ф. Рубанава

 г. Слуцка".

(новая рэдакцыя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Слуцк, 2023 г.

 

ГЛАВА 1

Общие положения

  1. Настоящий Устав является новой редакцией Устава Государственного учреждения образования «Средняя школа № 10 имени   С.Ф. Рубанова г.Слуцка», зарегистрированного решением Минского областного исполнительного комитета от 17 июня 2005 г. № 548 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 690343081.
  2. В своей деятельности учреждение образования руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, законами Республики Беларусь, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Уставом.
  3. Учреждение образования создано на основе государственной собственности, является некоммерческой организацией, финансируемой   из местного бюджета.
  4. Учреждение образования является юридическим лицом, имеющим в оперативном управлении обособленную часть государственной собственности, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязательства.
  5. Учредителем учреждения образования является Слуцкий районный исполнительный комитет (далее – Учредитель). Компетенция Учредителя определяется действующим законодательством Республики Беларусь.
  6. Органом управления является управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета (далее – Управление по образованию). Управление по образованию осуществляет свою компетенцию в отношении учреждения образования в соответствии  с действующим законодательством Республики Беларусь.
  7. Учреждение образования имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием.
  8. Изменения и дополнения в Устав учреждения образования вносятся после их утверждения Учредителем в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.
  9. Учреждение образования взаимодействует с другими учреждениями образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественными организациями по вопросам образования обучающихся.
  10. Полное наименование учреждения образования:

на белорусском языке – “Дзяржаўная ўстанова адукацыі “Сярэдняя школа № 10 імя С.Ф. Рубанава г.Слуцка”;

на русском языке – «Государственное учреждение образования «Средняя школа № 10 имени С.Ф. Рубанова г.Слуцка».

Сокращенное наименование учреждения образования:

на белорусском языке –  ДУА “Сярэдняя школа № 10 імя С. Ф. Рубанава г.Слуцка”;

на русском языке – ГУО «Средняя школа № 10 имени С.Ф. Рубанова г.Слуцка».

  1. Юридический адрес учреждения образования: 223610, Республика Беларусь, Минская область, город Слуцк, ул. Уласовца, дом 2.
  2. Настоящий Устав вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 2

Тип, вид Учреждения образования

  1. Учреждение образования является учреждением общего среднего образования (вид – средняя школа), которое реализует образовательную программу начального образования (I–IV классы), образовательную программу базового образования (V–IX классы), образовательную программу среднего образования (X–XI классы) и может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования, изучение отдельных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования.
  2. Учреждение образования также реализует образовательную программу специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодёжи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
  3. Виды деятельности учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь лицензируются.

 

ГЛАВА 3

Предмет, цели и задачи деятельности

Учреждения образования

  1. Предметомдеятельности учреждения образования является:

обеспечение эффективного функционирования учреждения образования;

получение обучающимися общего среднего образования.

  1. Целью деятельности учреждения образования является:

реализация государственных образовательных стандартов общего среднего образования (начального, базового, среднего);

формирование образованной, социально, духовно и морально устойчивой творческой личности;

уважение прав и свобод человека, воспитание гражданина Республики Беларусь, патриотизма, любви к Родине, семье;

привитие навыков здорового образа жизни.

  1. Основными задачами учреждения образования являются:

организация образовательного процесса по реализации образовательных программ общего среднего образования, программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, программы воспитания и защиты законных прав и интересов детей, находящихся в социально-опасном положении, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

обеспечение изучения учащимися отдельных учебных предметов  на повышенном уровне посредством допрофильного и профильного образования;

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии и труду;

формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;

формирование физической культуры, овладение ценностями  и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности обучающихся.

 

ГЛАВА 4

Права и обязанности Учреждения образования

  1. Учреждение образования самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, деятель­ности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных законодательством.
  2. Учреждение образования в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;

передавать функции по обеспечению деятельности учреждения образования учреждениям созданным Учредителем для обеспечения деятельности подчинённых ему бюджетных организаций;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в научной, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

осуществлять проверку подлинности документов об образовании   при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений  в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

  1. Учреждение образования обязано обеспечивать:

качество образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение  их квалификации;

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка работников учреждения образования;

моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования;

меры социальной защиты обучающихся;

создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи, проживания (при необходимости) обучающихся;

участие в формировании контрольных цифр приема в учреждение образования;

контроль за трудоустройством выпускников учреждения образования;

ознакомление лиц (законных представителей несовершенно­летних)   при зачислении в учреждение образования со свидетельством о  государственной регистрации, Уставом, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, специальным разрешением (лицензией) а образовательную деятельность, сертификатами о государ­ственной аккредитации, а по их требованию –   и с учебно-программной документацией;

патронат лиц с особенностями психофизического развития в  течение двух лет после получения образования в учреждении образования в соответствии с Положением о патронате лиц с особен­ностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.

  1. Письменная отчетность вышестоящим органам управления образованием предоставляется в соответствии с требования органов государственной статистики Республики Беларусь        
  2. Иные обязанности учреждения образования устанавливаются  Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, Уставом учреждения образования.
  3. Использование при реализации образовательных программ общего среднего образования методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, не допускается (запрещается).
  4. Учреждение образования несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его полномочиям, за жизнь и здоровье учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования во время образовательного и воспитательного процессов, реализацию не в полном объеме образовательных программ общего среднего образования                                                                                                                                                                                 в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
  5. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности учреждение образования и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

ГЛАВА 5

Язык обучения и воспитания, перечень реализуемых образовательных программ, программ воспитания, формы получения образования, профили образования

  1. Обучение, воспитание и делопроизводство в учреждении образования осуществляется на русском языке.
  2. Изучение белорусского, русского и одного иностранного языка (английский) в учреждении образования является обязательным, за исключением отдельных категорий детей с особенностями психофизического развития. 

Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяются Министерством образования.

От изучения белорусского или русского языка могут быть освобождены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь.

Порядок изучения белорусского и русского языков  иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования.     

  1. В учреждении образования реализуются:

образовательные программы основного образования, реализация которых позволяет получить общее среднее образование;

образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, реализация которой позволяет получить специальное образование;

образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих);

образовательная программа дополнительного образования детей  и молодёжи;

программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;

программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной церковью;

программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

  1. Получение образования в учреждении образования осуществляется в очной форме (обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регу­лярных учебных занятиях и аттестации, организуемых учреждением образования).
  2. Дневная форма получения образования – вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося.
  3. Дистанционная форма получения образования – обучение и воспитание, предусматривающее преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся                            и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий, реализуемых  в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся  и педагогических работников.
  4. На  III ступени общего среднего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования в учреждении образования  осуществляется профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных предметов на повышенном уровне.

Порядок и особенности функционирования в учреждении образования  профильных классов на III ступени общего среднего образования регулируется законодательством и правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 6

Источники и порядок формирования имущества, Финансирования Учреждения образования

  1. Обновление и развитие материально-технической базы учреждения образования обеспечивает Учредитель.
  2. Материально-техническую базу учреждения образования составляют земля, здания, сооружения, оборудование, а также иное имущество, используемое для обучения, воспитания, оздоровления обучающихся и для решения других задач в сфере образования.
  3. В учреждении образования имеются:

помещения, кабинеты, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса;

помещения для занятий физической культурой и спортом;

помещение медицинского  назначения;

иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

  1. К средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая учебно-лабораторное, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, в том числе музыкальные, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные  и электронные образовательные и информационные ресурсы  и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательного  процесса.
  2. Учреждение образования в отношении закрепленного за ним  имущества осуществляет  в  пределах, установленных законодательством Республики Беларусь, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества право владения, пользования  и распоряжения им.  Учредитель  представляет учреждению образования необходимые ему постройки, помещения, инженерные коммуникации, земельные наделы и обеспечивает его финансирование. Органы государственной власти в установленном порядке обеспечивают своевременный капитальный и текущий ремонт помещений и построек, выделяют учреждению образования необходимое  оборудование и инвентарь.
  3. Помещения учреждения образования оборудуются и эксплуатируются в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
  4. Финансирование учреждения  образования осуществляется  за счет средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предприни­мателей и иных источников, не запрещенных актами законодательства.
  5. Финансирование  учреждения образования осуществляется  с учетом государственной программы развития системы образования, иных государственных программ, региональных комплексов мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ, государственных минимальных социальных стандартов в области образования, нормативов расходов на одного обучающегося.  
  6. Учреждение образования может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с актами  законодательства.
  7. Осуществление учреждением образования приносящей доходы деятельности не влечет снижения его финансирования за счет средств местного бюджета.
  8. Оказание платных образовательных услуг в сфере образования не может заменяться полностью или частично в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского                               и (или) местного бюджета, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местного бюджета.
  9. Средства, полученные учреждением образования  от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с актами законодательства и его Уставом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
  10. Стоимость платных образовательных услуг определяется в соответствии с законодательством с учетом экономически обоснованных затрат.
  11. Финансово-хозяйственная деятельность учреждения образования строится в соответствии с основными положениями хозяйственного механизма Республики Беларусь. Оплата труда работников и их материальное стимулирование осуществляется в пределах единого фонда оплаты труда.
  12. Учреждение образования не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками, кредиторами юридических лиц и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.
  13. Бухгалтерский, статистический учёт и отчётность осуществляет Государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Слуцкого района» на договорной основе.

 

ГЛАВА 7

Порядок управления Учреждением образования, структура и порядок формирования органов управления и само­управления

  1. Управление учреждением образования осуществляется в соот­ветствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства, Уставом учреждения образования и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
  2. Непосредственное руководство учреждением образования осуществляет его руководитель (директор), который назначается  на должность и  освобождается от должности Учредителем учреждения образования либо уполномоченным им органом.            
  3. Директор  имеет заместителей по  учебной и воспитательной работе (в соответствии  с типовыми штатами, утвержденными Постановлением Министерства образования Республики Беларусь).
  4. Заместители директора по учебной и воспитательной работе назначаются на работу из числа лучших педагогических работников и увольняются директором по согласованию  с Учредителем учреждения образования и Управлением по образованию.
  5. Директор учреждения образования в деятельности по управлению учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления учреждения образования.
  6. Основным органом самоуправления учреждения образования является педагогический совет, возглавляемый директором учреждения образования.
  7. В состав педагогического совета входят все педагогические работники учреждения образования.
  8. К компетенции педагогического совета относятся:

участие в управлении учреждения образования;

определение приоритетных направлений деятельности учреждения образования;

совершенствование качества общего среднего образования;

разработка механизмов совершенствования здоровьесберегающей образовательной  среды;

внедрение в образовательный процесс эффективных современных образовательных технологий и методик обучения и воспитания;

проведение работы  по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников и развитию их инициативы  и творчества;

изучение и внедрение в практику эффективного педагогического опыта; рассмотрение вопросов:

приема учащихся в І класс, аттестации учащихся, их перевода, в том числе условно, в следующий класс, оставления на повторный год обучения, допуска к выпускным экзаменам, освобождения от сдачи выпускных экзаменов, организации выпускных экзаменов, завершения обучения на II и III ступени общего среднего образования, награждения золотой или серебряной медалью;

порядка проведения аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения   вопроса    о продолжении    получения    общего    среднего    образования в учреждениях образования Республики Беларусь;

о переводе в следующий класс по результатам итоговой аттестации досрочно;

иные вопросы образовательной деятельности учреждения образования.

  1. В учреждении образования могут создаваться методический совет, попечительский совет, родительский комитет, ученический совет.
  2. Органы самоуправления учреждения образования  создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства, данным Уставом.
  3. В учреждении образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
  4. Учреждение образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся) во внеурочное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются актами законодательства Республики Беларусь.
  5. Директор учреждения образования:

действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты ее деятельности;

издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками учреждения образования;

приобретает, арендует, заказывает оборудование и иные материальные ресурсы у юридических лиц по безналичному расчету;       

осуществляет прием и увольнение работников, утверждает  их должностные (рабочие)  инструкции;

распределяет и несет ответственность  за установление нагрузки педагогическим работникам;

отменяет решения педагогического совета учреждения образования  в случаях, когда они противоречат данному Уставу и Положению  об учреждении общего среднего образования.

  1. Оплата труда директора учреждения, в том числе его поощрение за результаты работы, осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
  2. Должностные   обязанности   директора   учреждения  образования  утверждает начальник Управления по образованию.

 

ГЛАВА 8

Порядок формирования структуры и

штатного расписания Учреждения образования

  1. Учреждение образования имеет в своей структуре структурные подразделения:  библиотека, столовая.
  2. Трудовые отношения работников в учреждении образования регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми    в    соответствии    с    трудовым    законодательством, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка работников.
  3. Работники учреждения образования имеют право на участие в управлении учреждением образования, на защиту профессиональной     и личной чести и достоинства.
  4. Штатное расписание учреждения образования утверждается директором по согласованию с Управлением по образованию, на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования, в пределах средств, выделенных на оплату труда.
  5. Прием на работу в учреждение образования работников осуществляет директор.
  6. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимое профессиональное образование или специальное образование с предоставлением соответствующих подтверждающих документов.
  7. Аттестация    педагогических   работников   учреждения  образования осуществляется  в  порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь. Квалификационные требования  к педагогическим работникам определяются соответствующими квалификационными характеристиками.
  8. Оплата труда работников учреждения образования осуществляется в соответствии с действующими актами законодательства, действующим в учреждении образования Коллективным договором.

 

ГЛАВА 9

Порядок организации образовательного процесса

в Учреждении образования

  1. Образовательный процесс при реализации образовательной программы общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а  для учащихся IX и XI классов с 1 сентября по 25 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предше­ствующий) рабочий день.
  2. Для учащихся устанавливаются каникулы.

Общая продолжительность каникул в период проведения учебных занятий должна быть не менее 30 календарных дней, для учащихся  I и II классов — не менее 37 календарных дней. Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших обучение  и воспитание в  IX классе на II ступени общего среднего образования, продолжительность летних каникул должна быть  не менее 10 календарных недель.

Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года определяется Министерством образования.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуется в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день  для проведения мероприятий по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.

Учебные занятия, а также факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. Учебные занятия при реализации учебной программы базового образования, образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут проводится факультативные занятия  в V-XI классах и реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI классов.

Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися осуществляется педагогическими работниками, в том числе, выполняющими функции классного руководителя.

  1. Организация образовательного процесса в учреждении образования при реализации образовательных программ общего среднего образования основана на дифференциации их содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающей изучение отдельных предметов образовательной программы общего среднего образования  на базовом уровне, повышенном уровне, в том числе в рамках профильного обучения.

Базовый уровень изучения учебного предмета –  изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое является обязательным            при освоении учебной программы по данному учебному предмету.

Повышенный уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением                          и расширением его содержания.

Профильное обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности учащихся на III ступени общего среднего образования на основе индивидуализации при изучении учебных предметов, в том числе учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне, учебных предметов с профессиональной ориентацией содержания, проведении факультативных занятий, содержание которых связано  с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической, аграрной).

  1. Учащиеся, с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в  пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного учебным планом учреждения.
  2. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, учебное проектирование, экскурсия, учебно-полевые сборы и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, практические занятия, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.

Факультативные занятия – занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление  их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллекту­альное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художе­ственной, театральной, профориентационной, спортивной  и иной направленности.

Стимулирующие занятия – занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.

Поддерживающие занятия – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования.

Общественно полезный труд – занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.

Практические занятия – занятия, направленные на овладение определенными видами профессиональной деятельности.

Учебно-полевые сборы – учебные занятия, направленные  на формирование умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

  1. Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», как правило, проводятся раздельно для мальчиков (юношей) и девочек (девушек), наполняемость которых определяется Положением об учреждении общего среднего образования .    
  2. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, или индивидуально.

Классы интегрированного обучения и воспитания – классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в  которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и образовательные программы специального образования.

  1. Решение о наполняемости классов принимается Учредителем с учетом потребностей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан   и лиц без гражданства, которые проживают на территории, закрепленной  за учреждением образования, при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся.
  2. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспи­тания не должна превышать 20 учащихся, из них:

не более трех лиц с особенностями психофизического развития  с нарушениями однородного характера –  при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

не более шести лиц с особенностями психофизического развития  с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

  1. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
  2. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения директора учреждения образования в  соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
  3. В учреждении образования для оказания помощи семье в  обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I-IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
  4. Воспитательный процесс в учреждении образования организуется на основе:

педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств воспитания;

культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;

современных воспитательных и информационных технологий;

приоритета семейных форм дальнейшего жизнеустройства детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

  1. Основными требованиями к организации воспитательного процесса являются:

обеспечение реализации программ воспитания;

реализация системности и единства педагогических требований;

соответствие содержания, форм и методов воспитания его целям и задачам;

реализация личностно-ориентированного подхода;

создание условий для развития творческих способностей воспитанников, вовлечения их в разные виды социально значимой деятельности;

профилактика противоправного поведения воспитанников;

педагогическая поддержка детских, молодежных и иных общественных объединений;

охрана жизни и здоровья обучающихся;

соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

  1. Воспитательный процесс осуществляется непрерывно в течение календарного года. Формами организации воспитательного процесса являются беседа, воспитательное мероприятие, информационный час, общее собрание.

 

ГЛАВА 10

Общие требования к приёму лиц для получения

общего среднего образования

  1. Преимущественное право при приеме в учреждение образования имеют лица, проживающие на территории, за которой закреплено учреждение образования. В приеме может быть отказано только по причине отсутствия  в нем  свободного места. Сроки и порядок приема на свободные места лиц, которые не проживают на территории, за которой закреплено учреждение образования, определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
  2. Прием лиц, для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного  из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего при наличии решения педагогического совета допускается прием в 1 класс лица, которому 6 лет исполняется в текущем календарном году.
  3. Прием лиц для зачисления в 1 класс учреждения образования осуществляется в период с 12 июня по 28 августа года приема. Решение о зачислении лиц в учреждение образования для обучения в 1 классе оформляется приказом руководителя (директора) не позднее 31 августа года приема и доводится до законного представителя.
  4. В 1 класс учреждения образования принимаются в первую очередь лица, проживающие на территории микрорайонов, закрепленных за учреждением образования решением Учредителя. Лица, не проживающие на территории микрорайонов, закрепленных за учреждением образования, могут быть зачислены в учреждение образования при наличии в нем свободных ученических мест. Зачисление на свободные ученические места в учреждение образования осуществляется в порядке очередности подачи заявлений законными представителями лиц.
  5. Прием лиц в учреждение образования для обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в X  классе осуществляется на основании заявления на имя директора учреждения образования                        и предъявления следующих документов:

свидетельства об общем базовом образовании;

справки об обучении – при приеме в X класс лиц, отчисленных из учреждений профессионально-технического образования, учреждений среднего специального образования;

медицинской справки о состоянии здоровья.

  1. Решение о зачислении лиц в учреждение образования   для обучения и воспитания на III ступени в X классе оформляется приказом директора учреждения образования не позднее 31 августа года, а лиц, отчисленных из учреждений профессионально-технического образования, учреждений среднего специального образования, не позднее 3 дней со дня подачи заявления и доводится до лиц (их законных представителей).
  2. Прием лица в порядке перевода по инициативе его законного представителя из одного учреждения образования в другое для продолжения обучения и воспитания на I и II ступенях общего среднего образования в соответствующем классе осуществляется на основании заявления законного представителя лица и предъявления личной карточки учащегося  и медицинской справки о состоянии здоровья при условии согласия директора учреждения образования, в которое переводится лицо.
  3. Прием лица в порядке перевода по инициативе его законного представителя из одного учреждения в другое для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в ХІ классе осуществляется на основании заявления законного представителя лица и предъявления личной карточки учащегося и медицинской справки о состоянии здоровья при условии согласия директора учреждения образования, в которое переводится лицо.
  4. Учреждение образования не имеет права препятствовать переводу лица по инициативе его законного представителя в другое учреждение общего среднего образования, реализующее соответствующую образовательную программу общего среднего образования, и получившего согласие этого учреждения общего среднего образования.
  5. Решение о зачислении учащегося в учреждение образования   в порядке перевода для продолжения обучения на ступенях общего среднего образования в соответствующем классе оформляется приказом директора учреждения образования не позднее 3 дней со дня подачи заявления и доводится до его законного представителя.
  6. Перевод лиц в другие учреждения общего среднего образования в случае реорганизации, ликвидации учреждения образования, обеспечивается Учредителем с согласия законных представителей лиц и по согласованию с учреждениями общего среднего образования, в которые переводятся лица для продолжения обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования в соответствующих классах.
  7. Учащиеся отчисляются из учреждения образования:

при получении общего базового образования, общего среднего образования;

досрочно.

  1. Учащиеся отчисляются досрочно по инициативе законного представителя несовершеннолетнего учащегося (учащегося):

в случае перевода в другое учреждение общего среднего образования для получения общего среднего образования;

в случае поступления в учреждение профессионально-технического образования либо в учреждение среднего специального образования после завершения обучения в Х классе на III ступени общего среднего образования;

по собственному желанию.

  1. Учащиеся отчисляются досрочно по инициативе учреждения образования в случае:

неуспеваемости по трем и более учебным предметам, за исключением учащихся, осваивающих содержание образовательной программы начального образования, образовательной программы базового образования;

непрохождения итоговой аттестации без уважительных причин по завершению образования и воспитания на ІІ и ІІІ ступенях общего среднего образования;

длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях на протяжении учебного года;

систематического (повторного на протяжении учебного года) невыполнения или несоответствующего выполнения обязанностей учащимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

  1. Учащиеся отчисляются досрочно по обстоятельствам, независимым от их воли и учреждения образования, в случае:

ликвидации учреждения образования;

реорганизации учреждения образования при отсутствии согласия законного представителя учащегося (учащегося) на продолжение получения общего среднего образования в учреждении образования;

вступления в законную силу приговора суда, которым учащийся осужден к наказанию, исключающему продолжение получения общего среднего образования;

смерти учащегося.

  1. Отчисление по инициативе учреждения образования учащегося, осваивающего содержание образовательной программы среднего образования, допускается только с уведомления комиссии по делам несовершеннолетних Учредителя, а несовершеннолетнего учащегося, осваивающего содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования, - только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних Учредителя. 

 

ГЛАВА 11

Получение общего среднего образования на дому

  1. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждение образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.

Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

  1. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося или  учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.
  2. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполни­тельного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.
  3. Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

 

ГЛАВА12

Основные права и обязанности

педагогических работников

  1. Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;

участие в управлении учреждением образования;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагоги­ческой, экспериментальной, инновационной  деятельности учреждения образования;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной  и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.

  1. Иные права педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии  с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами, контрактами о прохождении военной службы.
  2. Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся;

обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

  1. Иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соот­ветствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
  2. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству.

 

ГЛАВА 13

Права и обязанности обучающихся

  1. Обучающиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами;

одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;

восстановление для продолжения обучения в учреждении в случаях и порядке, установленных ст.69 Кодекса об образовании;

перевод в другое учреждение образования;

уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья  во время образовательного процесса;

обучение по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в   государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;

пользование учебниками и учебными пособиями;

каникулы;

получение платных услуг в сфере образования;

бесплатное пользование библиотекой, учебной, производ­ственной базой учреждения образования, физкультурно-спортивными сооружениями;

получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

поощрение за успехи в учебной, общественной, научной, научно- технической, экспериментальной, инновационной деятельности;

участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;

участие в управлении учреждением образования;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образова­тельных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности;

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государ­ственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми , содержащими права и обязанности обучающихся,      а также с учебно-программной документацией;

участие в  молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;

обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.

  1. Иные права обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
  2. Обучающиеся обязаны:

выполнять требования учредительных документов, соблюдать правила внутреннего распорядка для обучающихся;

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

бережно относиться к имуществу учреждения образования;

соблюдать деловой стиль одежды;

не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования.

  1. Учащимся учреждения образования запрещается:

приносить в учреждение образования и иметь при себе любые опасные и нелегальные предметы: огнестрельное оружие любого вида, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), применение или угроза их применения;

приносить алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных средств курения, систем для потребления табака, употреблять их или находиться       под их воздействием в учреждении образования и на проводимых учреждением образования мероприятиях;

приносить спички, зажигалки, легковоспламеняющиеся вещества, аэрозольные баллончики с веществами раздражающего действия;

приносить холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи);

приносить химические и ядовитые вещества;

приносить наркотические средства, психотропные вещества,  их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества;

приносить принадлежности для азартных игр, играть на занятиях и перерывах в  азартные игры;

развязывать и провоцировать драки в учреждении образования, во дворе учреждения образования и участвовать в них;

опаздывать или не являться без уважительной причины на учебные занятия;

оскорблять участников образовательного процесса;

заниматься воровством, совершать акты вандализма, наносить умышленный ущерб имуществу учреждения образования, собственности учащихся и воспитанников;

игнорировать замечания, сделанные учителем, другим работником или непосредственно представителем администрации учреждения образования, проявляя при этом грубость и неуважительность.

  1. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность (с 14 лет, для обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития с 17 лет ), которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, досрочное прекращение образовательных отношений – отчисление (по основаниям Кодекса Республики Беларусь об образовании).
  2. К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и  не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, применяются меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры, не противоречащие законодательству).

 

ГЛАВА 14

Основные права и обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся

  1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией)  на образовательную деятельность, сертификатами о государ­ственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

участие в управлении учреждением образования;

защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения с участием органа самоуправления, в который входят лица  из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

  1. Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.
  2. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

обеспечивать выполнение обучающимися, законными представителями которых они являются, требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

  1. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, органи­заций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

 

ГЛАВА 15

Иные работники Учреждения образования

  1. К иным работникам учреждения относятся работники, не являющиеся педагогическими.
  2. Права и обязанности иных работников учреждения устанавливаются актами законодательства, Уставом и иными локальными правовыми актами учреждения, заключёнными с ними трудовыми договорами.

 

ГЛАВА 16

Порядок реорганизации и ликвидации

учреждения образования

  1. Решение о ликвидации учреждения образования принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и коли­чества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.
  2. Решения о реорганизации и ликвидации учреждения образования принимаются ее Учредителем по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.
  3. В случае прекращения деятельности учреждения образования Учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в  другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
  4. Прекращение деятельности учреждения образования осуществляется путем его реорганизации или ликвидации.
  5. При реорганизации и ликвидации учреждения образования увольняемым работникам учреждения образования гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с действующем законодательством Республики Беларусь.
  6. Учреждение считается ликвидированным  с  момента  внесения записи  о его ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Ещё в этом разделе