В помощь председателю УМО

Памятка по планированию работы школьного УМО на учебный год

развернуть
  1. Название плана МО (План работы МО учителей начальных классов ГУО « …»).
  2. Цель и задачи МО: определяются с учетом приоритетных целей и задач деятельности учреждения образования, результатов диагностики профессиональных запросов педагогов, анализа работы МО за предыдущий учебный год; должны отражать содержание работы на новый учебный год (тематику заседаний МО).
  3. Содержание плана работы включает:
    • Заседания МО (указываются темы заседаний, форма проведения, сроки и место проведения, ответственный за выполнение). Планируется 4-5 заседаний МО (не реже 1-го раза в четверть; 2 заседания МО должны быть направлены на реализацию тематики педагогического совета с позиции организации образовательного процесса по учебному предмету, на 2-3 заседаниях МО обсуждаются вопросы, указанные в диагностике как затруднения педагогов).
    • Разработка методической продукции по результатам заседаний МО (методические разработки учебных занятий/внеклассных мероприятий; банк дифференцированных заданий с указанием класса, тем/разделов; картотека методических приемов; банк эффективного педагогического опыта; разработка брошюры по итогам заседания МО; создание электронного портфолио, сайта (блога), виртуального кабинета (виртуального музея) и др.).
    • Мероприятия по изучению, обобщению и трансляции эффективного педагогического опыта. Работа с учителями, стремящимися повысить свою квалификационную категорию. Самообразовательная деятельность участников МО.

Мероприятия по изучению, обобщению и трансляции эффективного педагогического опыта (открытые учебные занятия, мастер-классы, панорамы опыта, научно-практические конференции, методические выставки и др.).

Важно! Организацию и проведение методических мероприятий по трансляции эффективного педагогического опыта (фестивали открытых уроков, декады педагогического мастерства и др.) необходимо согласовать с календарем школьных, районных, городских и республиканских мероприятий с целью устранения перегрузки и дублирования.

Работа с учителями, стремящимися повысить свою квалификационную категорию (определение тем обобщения опыта; семинары-практикумы по обобщению опыта собственной профессиональной деятельности; взаимопосещение уроков с последующим анализом и самоанализом и др.).

Самообразовательная деятельность участников МО (определение тем самообразования, разработка педагогами индивидуальных планов самообразовательной деятельности; использование тем самообразования для привлечения педагогов к подготовке заседания МО; организация творческих отчетов или других форм представления результатов самообразовательной деятельности педагогов и др.).

  • Работа с молодыми учителями (диагностика профессиональных затруднений молодых педагогов; организация наставничества, консультации по актуальным направлениям деятельности молодого педагога; посещение молодыми учителями уроков опытных педагогов; открытые уроки молодых учителей с последующим самоанализом и анализом, открытые уроки-дуэты наставника и молодого учителя и др.).
  • Тематические консультации в соответствии с профессиональными запросами педагогов.
  • Мониторинг деятельности участников МО (диагностика образовательных запросов членов МО – в начале года; диагностика эффективности работы МО и удовлетворенности деятельностью МО – в апреле/мае; составление аналитического отчета о работе за учебный год – в мае /июне).
  1. План составляется руководителем МО совместно с членами МО и обсуждается с заместителем директора, курирующим данное направление деятельности. Тематика заседаний МО должна быть внесена в годовой план работы учреждения образования (Раздел 6. Организация работы с педагогическими кадрами).

План работы школьного МО не утверждается руководителем учреждения образования, так как тематика заседаний МО вносится в годовой план работы учреждения образования, а годовой план работы УО рассматривается на педагогическом совете, совете учреждения образования и утверждается приказом его руководителя.

  1. При подготовке к проведению заседания школьного МО разрабатывается программа проведения заседания МО. Ход каждого заседания протоколируется. Образец протокола заседания МО размещен на сайте МГИРО в разделе «деятельность – научно-методическая деятельность – методическая помощь – управление координации методической работы». По итогам заседания принимаются конкретные решения, указываются сроки их исполнения. Протокол заседания подписывается руководителем МО и секретарем МО. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или профессиональные интересы других МО, на заседания приглашаются их руководители (учителя).

 

Примерное оформление плана работы МО

 

План работы МО (название)

ГУО « Средняя школа ...»

на 20…/20… учебный год

Цель ‑ создание условий для развития у педагогических работников социально-ориентированной мотивации на самосовершенствование и повышение качества профессиональной деятельности (или создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов средствами методической работы) и др.

Задачи:

Задачи определяются с учетом приоритетных целей и задач деятельности учреждения образования, результатов диагностики профессиональных запросов педагогов, анализа работы МО за предыдущий учебный год; должны быть направлены на достижение цели и связаны с содержанием работы на новый учебный год и тематикой заседаний МО.

Например:

ознакомить педагогов с нормативными правовыми и методическими документами по актуальным вопросам современного образования;

изучить и рекомендовать к использованию в педагогической практике активные и интерактивные формы работы, современные образовательные технологии, в том числе ИКТ;

транслировать эффективный педагогический опыт использования интерактивных форм, методов и приемов  работы с высокомотивированными учащимися;

обсудить современные подходы к организации проектной деятельности участников МО (оказывать методическое сопровождение педагогам, участвующим в различных профессиональных конкурсах, транслирующим авторский опыт на уровне города, представляющим проекты на премии Мингорисполкома);

формировать у педагогических работников умения планировать, анализировать и прогнозировать результаты собственной педагогической деятельности и др.

 

Содержание работы:

(примеры даны в соответствии с обозначенными выше задачами)

 

№ п/п

Название мероприятий / форма проведения

Сроки и место проведения

Ответственный

1.

Тематика заседаний МО

1.1.

Актуальные вопросы методического сопровождения образовательного процесса по учебному предмету «…» в … учебном году/ Круглый стол

август-сентябрь

Руководитель МО,

участники МО

1.2.

Применение современных методик (образовательных технологий) на учебных занятиях как средство повышения качества образовательного процесса / Мастер-класс

01.11.2020. 10.00, кабинет ---

Иванова М.И.

1.3.

Использование интерактивных форм, методов и приемов работы с высокомотивированными учащимися / Панорама опыта

28.12.2020, 10.00. кабинет ---

Петрова О.Н.,    Сидорова Л.М. и др.

1.4.

Современные подходы к организации проектной деятельности участников МО /

Семинар-практикум

02.04.2021. 10.00, кабинет ---

Лыкова А.Л.,

Крук В.В. и др.

1.5.

Итоговое заседание МО. Подведение итогов самообразовательной деятельности участников МО / Творческий отчет

20.05.2021. 15.00. кабинет …

Руководитель МО, участники МО

2.

Разработка методической продукции по результатам заседаний МО

2.1.

Создание папки (электронного банка) нормативных правовых документов по актуальным вопросам современного образования в помощь участникам МО

август-сентябрь

Руководитель МО

2.2.

Создание электронного каталога методических материалов на страницах научно-методических (предметных) журналов для использования в практической деятельности участников МО

сентябрь

Указать конкретные фамилии

2.3

Формирование электронного банка методических разработок учебных занятий с использованием современных методик (образовательных технологий) на уроках … в … классе по темам …

октябрь

Руководитель МО, участники МО

2.3.

Создание брошюры с картотекой интерактивных методических приемов работы с учащимися при подготовке к исследовательской деятельности; или разработка сайта (блога) для подготовки учащихся к предметной олимпиаде   

ноябрь-декабрь

Указать конкретные фамилии

2.4.

Формирование банка эффективного педагогического опыта (обобщения опыта участников МО, разработанных образовательных проектов и др.)

февраль-март

Руководитель МО, участники МО

2.5.

Разработка электронного портфолио участников МО

апрель-май

Указать конкретные фамилии

3.

Мероприятия по изучению, обобщению и трансляции эффективного педагогического опыта. Работа с учителями, стремящимися повысить свою квалификационную категорию. Самообразовательная деятельность участников МО

3.1.

Определение тем для самообразования (обобщения опыта собственной профессиональной деятельности)

сентябрь

Руководитель МО, участники МО

3.2.

Семинар-практикум по обобщению опыта собственной профессиональной деятельности (для учителей, стремящихся повысить свою квалификационную категорию)

октябрь

Указать конкретные фамилии

3.3.

Декада педагогического мастерства «Современный урок – синтез традиций и инноваций»

ноябрь

Указать конкретные фамилии

3.4.

Методический марафон «Использование интерактивных форм, методов и методических приемов работы для повышения мотивации учащихся к изучению учебного предмета «….»

декабрь

Указать конкретные фамилии

3.5.

Творческие отчеты учителей по итогам самообразовательной деятельности (обобщения эффективного педагогического опыта)

март-апрель

Указать конкретные фамилии

4.

Работа с молодыми педагогами

4.1.

Диагностика профессиональных затруднений молодых педагогов

сентябрь-октябрь

Учителя-наставники

(Указать фамилии)

4.2.

Организация консультаций в соответствии с профессиональными запросами молодых учителей

по запросу

Учителя-наставники

4.3.

Организация посещения молодыми педагогами уроков у опытных педагогов

ноябрь-декабрь

Учителя-наставники

4.4.

Проведение уроков –дуэтов наставника и молодого учителя

март

Учителя-наставники

Молодые учителя

4.5.

Фестиваль открытых уроков молодых учителей

апрель

Руководитель МО, учителя-наставники

5.

Тематические консультации в соответствии с профессиональными запросами педагогов

5.1.

Организация работы по самообразованию.  Составление индивидуального плана работы по самообразованию

сентябрь

Указать конкретные фамилии

5.2.

Подготовка к республиканской олимпиаде по учебному предмету (конкурсу работ исследовательского характера)

октябрь

Указать конкретные фамилии

5.3.

Подготовка к конкурсу профессионального мастерства и др.

ноябрь

Указать конкретные фамилии

6.

Мониторинг деятельности участников МО

6.1.

Диагностика образовательных запросов членов МО

сентябрь-октябрь

Руководитель МО

6.2.

Диагностика эффективности работы МО и удовлетворенности деятельностью МО

март-апрель

Руководитель МО

6.3.

Составление аналитического отчета о работе МО за учебный год

май-июнь

Руководитель МО

 

Руководитель МО:          Подпись                              Инициалы, фамилия

свернуть

Примерная схема аналитического отчета о работе школьного УМО по итогам учебного года

развернуть
  1. Вступление (о роли и значимости деятельности МО для совершенствования профессиональных компетенций педагогов).
  2. Целеполагание (цель и задачи, которые ставились перед МО в текущем учебном году; насколько поставленные цель и задачи согласуются с целями и задачами учреждения образования, диагностикой участников МО; степень выполнения поставленных задач (полностью, частично); что способствовало / препятствовало их выполнению).
  3. Анализ кадрового состава МО (количество участников, образование, стаж, возраст, квалификационная категория, сроки и место освоения учебных программ дополнительного образования взрослых ‑ как изменился уровень профессионального мастерства педагогов после повышения квалификации).
  4. Обусловленность выбора тематики заседаний МО (реализация положений государственных нормативных правовых документов; влияние современных тенденций в области образования; связь с тематикой педагогических советов учреждения общего среднего образования и задачами учреждения образования на учебный год, результаты диагностики (дается анализ результатов диагностики), результаты проводимого в течение учебного года самоконтроля и др.).
  5. Организация деятельности МО по выполнению плана (формы проведения заседаний МО; используемые технологии, методы и приемы работы; педагогическая целесообразность обсуждаемых вопросов в рамках каждого заседания; учет профессиональных интересов, потребностей, уровня компетентности, педагогического мастерства учителей при подготовке и проведении заседаний МО; эффективность проведенных заседаний, их актуальность (что изменилось в работе учителя после обсуждения вопросов и принятых решений) и др. Работа с педагогами, претендующими на повышение квалификационной категории (практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта; педагогические консультации; открытые учебные занятия, мастер-классы, панорамы опыта, конференции, диспуты и дискуссии по актуальным проблемам обучения и воспитания, педагогические экскурсии, творческий отчет и др.).
  6. Степень творческой активности участников МО (конкретное участие в деятельности МО каждого педагога: активность в обсуждении вопросов на заседаниях; подготовка учебно-методических материалов; проведение открытых учебных занятий/внеклассных мероприятий, формы их проведения и результативность; самообразовательная деятельность, обобщение и представление опыта своей работы).

При анализе самообразовательной работы учителей в методическом объединении необходимо дать ответы на следующие вопросы:

имеется ли у каждого члена МО индивидуальная тема для самообразования и план работы над данной темой;

насколько она актуальна и современна;

когда начата работа над темой, когда предполагается закончить эту работу;

практический выход работы над темой (например: выступление с докладом на заседании МО, педсовета, разработка дидактических материалов, создание собственного сайта, блога, электронного портфолио, написание авторской программы факультативных занятий и др.).

Работа МО по изучению, обобщению и трансляции эффективного педагогического опыта.

При анализе работы учителей над обобщением своего опыта необходимо указать:

сколько педагогов обобщило опыт своей профессиональной деятельности;

темы эффективного педагогического опыта;

где транслировался опыт на уровне учреждения общего среднего образования (на педагогических советах, производственных собраниях/совещаниях, заседаниях МО), на уровне района, города, республики (научно-методических и научно-практических конференциях; педагогических выставках и педагогических чтениях и др.);

у всех ли педагогов сформированы навыки анализа и рефлексии опыта собственной профессиональной деятельности (или существует проблема по данному направлению деятельности).

  1. Продуктивность педагогической деятельности членов МО.

результаты учебных достижений учащихся по предмету как основной показатель результативности деятельности МО;

участие педагогов в олимпиадном движении, научно-исследовательской деятельности, инновационной/экспериментальной деятельности, конкурсах профессионального педагогического мастерства;

количество премий (грантов) Мингорисполкома за обобщение инновационного педагогического опыта (разработку инновационного образовательного проекта);

представление опыта в средствах массовой информации (количество публикаций);

выпуск методической продукции (брошюры по итогам заседаний МО; методические бюллетени, памятки, рекомендации; электронный банк эффективного педагогического опыта: методические разработки учебных занятий/внеклассных мероприятий, дидактические сценарии уроков, банк дифференцированных заданий по темам/разделам и др.);

разработка и использование информационных методических ресурсов: методический портал, сайт учреждения образования, сайт МО, виртуальный методический кабинет, личные сайты (блоги) участников МО; электронное потфолио МО (участников МО) и др.

  1. Работа МО с молодыми педагогами. Организация наставничества.

(виды работы, используемые методики, методы, формы в работе с молодыми коллегами, результативность работы наставников – участников МО).

  1. Характеристика микроклимата в МО.

(степень удовлетворенности педагогических работников микроклиматом в МО, уровнем взаимоотношений, качеством методической помощи и повышением профессионального уровня и др. с учетом результатов анкетирования участников МО.).

  1.  Проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году.

(профессиональные затруднения участников МО, выявленные в ходе диагностики; неиспользованный потенциал возможностей МО, факторы, препятствующие его развитию; возможные пути решения обозначенных проблем).

  1.  Выводы и предложения по совершенствованию деятельности МО. Определение направлений деятельности, задач на следующий учебный год.

 

Руководитель МО                 подпись               расшифровка подписи

свернуть